Свисток. Беседа. Штраф…

Именно так обычно развивается процесс общения инспектора ГИБДД с водителем. Традиционно каждый.

31 май 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1175 от 31 май 2002
Именно так обычно развивается процесс общения инспектора ГИБДД с водителем. Традиционно каждый

из нас считает себя потенциальным нарушителем правил дорожного движения. Поэтому особой радости процедура вынужденного общения с инспектором не вызывает.

Между тем облегчить неприятные моменты несложно: достаточно прочесть книжку «Вас остановил инспектор. Все о ГИБДД».

Оказывается, штрафование нарушителей – вовсе не главная задача ГИБДД. Основными задачами дорожно-патрульной службы (ДПС) являются сохранение жизни и здоровья, а также имущества участников дорожного движения; защита их законных прав и интересов; обеспечение безопасного и бесперебойного движения; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Это указывает глава 3 “Наставления по работе ДПС ГИБДД”, с которым можно ознакомиться в указанной книге. Как вывод: наказание штрафами – самая последняя задача службы инспекторов ДПС.

Еще в книге можно прочесть другие нормативные акты. “Положение о ГИБДД”, “Наставление по службе дорожной инспекции”, “Правила проведения технического осмотра”.

Из “Наставления по работе ДПС ГИБДД” можно узнать много чего любопытного. Зачастую инспектора ДПС ловят нарушителей, появляясь неожиданно из невидимой для них зоны. Например, выбегают из-за стоящего автомобиля, просто из кустов, из-за перелома дороги. Если первые два случая правомерны, “Наставление” это допускает, то остановку в местах недостаточной видимости – т. е. непосредственно перед и после вершины подъема, до и после поворота, в других опасных местах – прямо запрещает. Остановив нарушителя в таком месте, инспектор нарушает приказ по МВД. Поэтому, может статься, ваша жалоба на инспектора послужит поводом к его увольнению. Как нарушившему служебную дисциплину.

“Правила проведения технического осмотра” - тоже весьма полезный документ. Именно здесь излагаются основания для отказа в выдаче талона ТО. Если вам отказывают по каким-то другим – это незаконно. Тоже смело пишите жалобу, сославшись на документ. Здесь же – перечень тех бумаг, которые вы должны предъявить при прохождении техосмотра. Для сведения: справка с места жительства в их перечень не входит. Не входит и карта проверки технического состояния (ЦИК или тому подобное). Техническое состояние должно быть проверено непосредственно в процессе проведения техосмотра – так гласит документ.

ДИиОД – менее известная служба ГИБДД. Ее задачи – “дорожная инспекция и организация движения”. В просторечии - дорожный надзор. Именно ее сотрудники обеспечивают должное состояние улиц и магистралей. Эта часть книги читается просто как роман. Прекрасный, но далекий от реальности. Оказывается, дорожный надзор обязан вести картотеку учета по каждой улице, каждому переезду, каждому маршруту общественного транспорта. Именно эта служба учитывает каждый колодец дорожных коммуникаций, каждый дорожный знак и светофор. Служба ДИиОД обязана вести учет мест концентрации ДТП и ликвидировать такие места. Исходя из определения, место концентрации ДТП в населенном пункте – это участок дороги 400 м и менее, где за год произошло три и более ДТП с пострадавшими либо с материальным ущербом. Остается загадкой, как в таком случае должен называться весь город Владивосток – не местом ли суперконцентрации ДТП? Не должно ли в нем согласно букве приказа по МВД дорожное движение быть закрытым раз и навсегда?

Наиболее полезная часть книжки (наиболее часто применимая) – заключительная. Здесь можно найти выдержки из ПДД и КоАПа: что полагается за какое нарушение правил? За мелкое, с бытовой точки зрения, нарушение можно неожиданно сильно быть наказанным, но это только если мер наказания вы не знаете и морально к встрече с инспектором ДПС не готовы. А книга “Вас остановил инспектор. Все о ГИБДД” поможет общаться с ним как по писаному, на его же служебном языке.

Автор: Игорь КРОТЕНОК, специально для «В»