Все добро пожалует в Уссурийск
В составе Уссурийской таможни появился новый, пятый по счету таможенный пост. Он образован по приказу Государственного таможенного комитета на базе нового склада временного хранения (СВХ), который открылся совсем недавно и принадлежит ООО «Уссурийский терминал». Теперь на территории СВХ будут не только проверять грузы участников внешнеторговой деятельности, но и в несколько раз быстрее проводить полное таможенное оформление и выпуск товаров и транспортных средств.
В составе Уссурийской таможни появился новый, пятый по счету таможенный пост. Он образован по приказу Государственного таможенного комитета на базе нового склада временного хранения (СВХ), который открылся совсем недавно и принадлежит ООО «Уссурийский терминал». Теперь на территории СВХ будут не только проверять грузы участников внешнеторговой деятельности, но и в несколько раз быстрее проводить полное таможенное оформление и выпуск товаров и транспортных средств.
«В Уссурийске до этого действовали СВХ. Зачем было создавать еще один?» - спросили мы. «Уссурийск очень удачно расположен, - ответил нам подполковник таможенной службы Александр Мисько. – Это крупнейший железнодорожный и автомобильный узел, находящийся в непосредственной близости от российско-китайской границы. Поэтому таможенный пост на СВХ очень кстати». Туристов с одним-двумя тюкам удобно оформить прямо на погранпереходе. А вот машину с обувью, техникой, товарами народного потребления надо проверять тщательно - там, где есть необходимые условия не только для таможенников, но и, прежде всего, для грузополучателей и грузоотправителей. Здесь эти условия сумели создать первыми. Места на складе много, начальство ближе, волокиты меньше, а присмотр – строже.
Пограничные автомобильные переходы для полноценного досмотра машин в крае действительно оборудованы слабовато. Терминалы, подобные принадлежащему ООО «Уссурийский терминал», и открываются для того, чтобы не тормозить товарные потоки. В пункте пропуска на границе товары и транспортные средства в короткий промежуток времени помещаются под так называемую процедуру доставки под таможенным контролем, а полное таможенное оформление они проходят уже во внутренней таможне, в нашем случае – на территории СВХ «Уссурийский терминал».
«Площадь терминала – 5,5 гектара. И по площади, и по оснащению он уникален. У нас работает 35 человек плюс 20 охранников, рабочая мощность – 50-60 контейнеровозов и до 6 вагонов в сутки. Основные его отличия от ныне действующих СВХ заключаются в следующем: он предназначен как для товаров, поступающих автомобильным транспортом, так и для товаров, перемещаемых по железной дороге; наличие локальных вычислительных сетей СВХ и таможенного поста с помощью специального устройства создает условия для электронного информационного обмена в процессе таможенного оформления; учет по складу полностью автоматизирован. Как только сотрудники Уссурийского таможенного поста разместятся в предоставленных им помещениях и на рабочих местах, при нынешнем оснащении склада можно будет часа за три оформить выпуск товаров в распоряжение грузовладельца, - говорит заместитель генерального директора ООО «Уссурийский терминал», начальник склада Евгений Верт. – Часть склада согласно приказу Государственного таможенного комитета определена под хранение арестованного и временно задержанного товара – видите, вон там уже лежит груда тюков? Для скоропортящегося товара у нас есть холодильники, есть площадка для складирования лесоматериалов, предусмотрены контейнеры даже для радиоактивных веществ. Аналогичного терминала на Дальнем Востоке сегодня нет».
Мы не первые, кто удивился увиденному. Рассказывают, что принимавшие объект московские специалисты тоже не видели ничего подобного даже у себя на западной границе и в Подмосковье. Силами ООО «Уссурийский терминал» на новом посту построен специальный офис для таможенников, где уже оборудовано 27 рабочих мест с компьютерами и прочей необходимой техникой. Оптоволоконный кабель связывает все компьютеры (и оформителей, и досмотровиков) в локальную вычислительную сеть поста, а специально выделенный канал соединяет ее с единой вычислительной сетью Уссурийской таможни.
На СВХ соблюдены все таможенные нормы и приказы ГТК. Внимательные камеры слежения, просторный досмотровый модуль (одновременно обеспечивает досмотр и выгрузку товаров из четырех контейнеровозов), 80-тонные весы, система сигнализации у ограды – все это производит впечатление. Убедились сами.
А еще здесь есть где отдохнуть, переночевать, перекусить. Таможенные платежи тоже можно без задержки внести в расположенную на территории СВХ кассу филиала банка «Приморье».
«А стоило ли тратиться на такое оборудование, возводить новые постройки, отнимать хлеб у других СВХ, наконец?» «Стоило!» – единодушное мнение таможенников и администрации терминала.
Во-первых, наличие терминала увеличивает пропускную способность пунктов пропуска на границе, ускоряет грузооборот, а также сокращает затраты федерального бюджета на содержание складов, оснащение таможенных подразделений техникой и т. д. Во-вторых, расположение подразделений таможенного оформления и таможенного контроля непосредственно на режимной территории прибытия товаров и транспортных средств значительно ускоряет процесс выпуска товаров без снижения качества контроля.
Кроме того, увеличившаяся скорость выпуска товаров снижает расходы предпринимателей на их хранение, а ускорение реализации соответственно ускоряет оборот денежных средств. Все это способствует привлечению дополнительных товаропотоков. Помимо этого создаются новые рабочие места, растут налоговые поступления в бюджет города и края.
Наконец, в периоды весовых ограничений движения автопоездов по дорогам края появляется реальная возможность сохранить товаропотоки перевозкой грузов по железной дороге прямо на терминал с последующей их развозкой автомобилями меньшей грузоподъемности.
В последнее время слышно много споров про пограничные переходы. Многие из них действительно не оборудованы должным образом, и лазеек для контрабандистов там хватает. В том же Турьем Роге под таможенный пост приспособлено здание дома культуры. И хотя новое шикарное помещение уже заложено, строительство замерло. В пунктах пропуска «Полтавка» и «Марково» отсутствуют необходимые площади и грузоподъемная техника для обеспечения досмотровой работы. Слаба связь погранпереходов с основными отделами Уссурийской таможни.
Все эти обстоятельства, естественно, тормозят рост торгового размаха. Впрочем, оборудованный на складе временного хранения ООО «Уссурийский терминал» таможенный пост вскоре заработает в полную силу, и контейнеровозы из-за границы теперь сделают вполне понятный «выбор колесами». Главное – не затягивать процесс. Потому что, по словам Евгения Верта, работа таможенного поста сразу позволит на 80 процентов увеличить эффективность, прозрачность и скорость досмотра и оформления. Вот главная задача, которую ставили перед собой Дальневосточное таможенное управление и сотрудники «Уссурийского терминала», открывая на новом СВХ таможенный пост.
Остается добавить, что уже дело властей теперь сделать погранпереходы и внешнюю торговлю выгодными не столько для китайцев, сколько для нас.
Автор: Василий АВЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»