Берегите женщин

Как много девушек хороших могло бы появиться на свет в Индии, если бы этому не мешали вековые традиции и современные технологии. Всевозможные дискуссии о легализации или, наоборот, запрещении искусственного прерывания беременности ведутся в мире давно и безуспешно. Одни гуманитарные организации, правительства и религии допускают возможность абортов, другие категорически против, а третьи - за, но с многочисленными оговорками. Похоже, человечество пока не в состоянии ответить на простой с виду вопрос: может ли женщина сама планировать семью и быть полновластной хозяйкой собственного тела.

24 май 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1171 от 24 май 2002

 Как много девушек хороших могло бы появиться на свет в Индии, если бы этому не мешали вековые традиции и современные технологии.
Всевозможные дискуссии о легализации или, наоборот, запрещении искусственного прерывания беременности ведутся в мире давно и безуспешно. Одни гуманитарные организации, правительства и религии допускают возможность абортов, другие категорически против, а третьи - за, но с многочисленными оговорками. Похоже, человечество пока не в состоянии ответить на простой с виду вопрос: может ли женщина сама планировать семью и быть полновластной хозяйкой собственного тела.

В Индии законодательство в отношении абортов - одно из самых либеральных в мире. Тамошние религии относятся к этому также с пониманием. Благодаря принятому в 1971 году закону индийским женщинам позволено прерывать беременность даже на поздних сроках с немногочисленными оговорками (которые касаются в основном таких формальностей, как разрешение от семьи). Однако последствия у этого либерализма оказались неожиданные - скоро в Индии будет катастрофически не хватать женщин.

Среди десяти самых густонаселенных стран мира Индия лидирует по количественной разнице между новорожденными мальчиками и девочками. По данным исследований за 2001 год, на каждую 1000 мальчиков в Индии рождается 927 девочек, и разрыв продолжает увеличиваться. Для сравнения: в 1991 году на то же количество новорожденных мужского пола приходилось 945 девочек, а в 1981-м - 962. В некоторых индийских штатах ситуация еще хуже. В Пенджабе, например, соотношение таково: 793 девушки на 1000 юношей, а в индустриальном Гуджарате - 878 на 1000. Рождаемость это, конечно, снижает, но создает дополнительные сложности в плане создания семей и прочих социальных последствий. Горячих индийских парней нервирует отсутствие в зоне видимости представительниц прекрасного пола. И вообще дефицит женщин пагубно сказывается на здоровье нации - ведь мужчин-то рождается по-прежнему много.

А женское население в Индии стало редеть сравнительно недавно - когда на родину Камасутры пришел научно-технический прогресс в виде компактных аппаратов ультразвуковой диагностики. Теперь они есть в каждой крупной больнице, и находчивые врачи временами устраивают гастроли УЗИ по окрестным селам. Беременные женщины, определив за 11 долларов пол будущего ребенка, раздумывают обычно недолго. Если должен получиться мальчик, будущие матери радуются и уходят. Если девочка - советуются с родственниками и решают сделать аборт.

Дело в том, что Индия - настоящий рай для самцов-шовинистов. Роль женщины тут традиционно сводится к поддержанию домашнего уюта и производству потомства. Деньги в семье зарабатывают мужчины. Они же соответственно заботятся о престарелых родителях и наследуют родовую собственность и землю. Устроиться на работу женщине сложно не только в традиционно сельских провинциях, но и в городах. Именно поэтому мамы долго думают, прежде чем решиться завести дочку, и часто решают избавиться от плода, узнав про нежелательный пол будущего ребенка.

В последнее время среди всевозможных общественных организаций с экзотическими названиями появилось несколько новых - их члены борются с абортами по половому признаку в азиатских странах. Причем в отличие от движений, сражающихся за женские права и запрещение абортов вообще, эти состоят преимущественно из мужчин и за равноправие не выступают. Просто они хотят, чтобы девочек вокруг было больше. Но пока что раскрепощенные женщины Востока с помощью современной техники и патриархальных традиций отвечают им бойкотом - видимо, отыгрываются за вековые страдания.