Грязные доллары «Находки» вернулись в Японию
Япония получит компенсацию за ущерб, нанесенный разливом мазута в результате катастрофы российского танкера «Находка», которая произошла пять лет назад. В море тогда вылилось более 4,5 тысячи тонн мазута. Кормовая часть танкера до сих пор лежит на глубине 2 тыс. метров. Общий размер компенсации составит более 200,8 миллиона долларов. Как передает ИТАР-ТАСС, именно эту сумму определил Международный фонд в Лондоне, который занимается определением ущерба от загрязнения нефтью.
Танкер потерпел крушение 1 января 1997 года в юго-восточной части Японского моря в 160 километрах от острова Оки префектуры Симанэ. Судно везло мазут, около 20 тысяч тонн, из Шанхая в Петропавловск-Камчатский.
В результате удара на корпусе судна образовалась трещина, которая продолжала расти. Затем танкер раскололся на две части. Экипаж, состоявший из 32 человек, покинул судно, перебравшись на спасательные плоты. При этом исчез капитан Валерий Мельников, тело которого было потом найдено на японском берегу.
Носовая часть танкера, в которой находилось несколько тысяч тонн мазута, дрейфовала к берегу, образуя нефтяное пятно на поверхности моря.
В Стране восходящего солнца забили тревогу экологической катастрофы. Пятно затронуло побережье 45 городов в семи префектурах Японии. Все спасательные средства были брошены на ликвидацию последствий аварии. Японцы боролись так самоотверженно, что несколько человек во время очистных работ скончались. Правительство Японии решило наградить их посмертно. Награда предусматривала выплату родственникам 1 миллиона иен.
Но дотошные японцы не успокоились, очистив ценой огромных усилий и жизней свое побережье. В 1999 году органы местного самоуправления и туристические фирмы пострадавших 10 префектур вновь подают в суд города Фукуи о компенсациях за загрязнение окружающей среды. Эти средства предполагалось получить у владельца «Находки» - дальневосточной российской компании Prisco Traffic, у базирующегося в Лондоне Международного фонда по компенсации ущерба от загрязнения нефтью и у страховой компании United Kingdom Steam Ship Insurance с Бермудских островов. Иск был возбужден без надежды на быстрый успех, для того чтобы сохранить юридическое право на ведение судебного процесса по делу о «Находке», которое без такого шага истекло бы в январе 2000 года. Японцы смогли доказать, что танкер разломился от износа корпуса, и использовали все возможные и невозможные юридические тонкости, чтобы довести дело до конца. Сумма в 26,1 млрд. иен беспрецедентна в мировой практике для компенсационных выплат турфирмам и рыбацким компаниям за нанесенный экологический ущерб. Более того, около 80 процентов этих денег уже частями в разное время выплачены, оставшаяся сумма будет внесена Международным фондом этим летом.
На этих снимках, сделанных службой фотоинформации газеты «Ниигата Ниппо» в январе 1997 года в префектуре Фукуи, виден лишь упорный труд спасателей. Такое же упорство и упрямство японских юристов, сумевших доказать почти недоказуемое и получить неполучаемое, остались вне досягаемости фотообъективов.
Автор: Служба новостей «В», Вячеслав ВОЯКИН (фото), (по материалам агентств и архива газеты «Владивосток»)