Штурмовые ночи Спасска...

Темным весенним вечером окрестности города Спасска-Дальнего осветились огненными вспышками, на землю упали высоковольтные провода, со скрежетом останавливались поезда, имевшие несчастье оказаться в пределах этой крупной узловой станции, подвергшейся атаке неизвестных злоумышленников...

22 май 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1169 от 22 май 2002

 Темным весенним вечером окрестности города Спасска-Дальнего осветились огненными вспышками, на землю упали высоковольтные провода, со скрежетом останавливались поезда, имевшие несчастье оказаться в пределах этой крупной узловой станции, подвергшейся атаке неизвестных злоумышленников...

Во Владивостокском отделении о случившемся сразу же оповестили специальную антитеррористическую комиссию, которую возглавляет первый заместитель начальника отделения Евгений Кащенко. Была создана чрезвычайная группа для расследования происшествия, в Спасск-Дальний выехали руководители отделения, начальники служб. После тщательного изучения вещественных доказательств, свидетельств очевидцев было установлено, что атака на станционное хозяйство осуществлялась с удачно выбранной позиции - заброшенного автомобильного моста. Орудие преступления так и не было обнаружено по причине того, что они, эти орудия, валялись под ногами десятками и сотнями...

Да, простыми камнями, булыжниками, бросаемыми с высокого моста, в считанные минуты были уничтожены 28 гирлянд изоляторов (свыше 100 стеклянных дисков) контактной сети, питающей железную дорогу. Часть ее упала на землю, бегущее по проводам высокое напряжение при этом взрывалось искрами, металл мгновенно раскалялся и плавился. Важная узловая станция Транссиба по причине отключения фидера контактной сети оказалась выведена из строя на пять часов...

Несколько последующих вечеров транспортная милиция устраивала засады в местах вероятного повторения атаки, но диверсантов обнаружить не удалось. По описаниям очевидцев был составлен их обобщенный словесный портрет: пацаны 10-12 лет... Кто-то предположил, что они могут быть из ближайшей школы-интерната, но, как говорится, не пойман - не вор, то есть не диверсант.

Хотя поймать за руку, остановить вандалов, разрушающих обеспечение железной дороги, устраивающих самые настоящие диверсии, должен, наверное, каждый нормальный человек. Ведь следствием нападений малолетних хулиганов на путевое хозяйство неизбежно когда-нибудь могут стать крушение, катастрофа с человеческими жертвами. И если этого еще не произошло, то только потому, что какой-то шанс благополучного исхода в безжалостной теории вероятности вытягивают сами железнодорожники, проявляя бдительность, выдержку, хладнокровие, достойные элитных спецчастей.

…...На следующий день после «фейерверка» там же, в Спасске-Дальнем, почти на том же самом месте машинист локомотива А. Сивоконь, ведший грузовой поезд, случайно заметил, что на встречном пути аккуратно, через каждые 20-30 метров, на рельсы положены противоугоны - стальные крючки, наехав на которые поезд скорее всего сойдет с рельсов. Остановившись, машинист заметил группу 11-12-летних подростков, разбегавшихся по улицам села Прохоры.

Через несколько дней на другой ветке - Партизанской - на перегоне Фридман - Тигровый машинист матрисы (пассажирской дрезины) В. Пакухин обнаружил наложенный на рельс такой же противоугон. То же самое заметил на Угловой машинист электрички, ему пришлось экстренно тормозить, выслушивать ругань пассажиров.

Под Арсеньевом кто-то разбил шкаф системы центральной блокировки, управляющей светофорами и стрелками. В Гродеково отрезали два метра питающего кабеля. На Угольной ослепли сразу пять светофоров - их стекла разбили камнями. На станции Бархатная вытащили из земли сигнальный кабель и положили на рельсы, чтобы его перерезал первый же проходящий поезд... Диверсанты не дремлют.