Приморье не провинция – столица, когда речь идет о связи
«Телефон позволяет нам не сидеть сложа руки», - заметил кто-то из острословов. Если говорить серьезно, Геннадий Мельников, генеральный директор акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи», главный связист Приморья, успел сделать за 30 лет своего правления так много, что здесь не требуются особые эпитеты. Факты говорят сами за себя.
«Телефон позволяет нам не сидеть сложа руки», - заметил кто-то из острословов. Если говорить серьезно, Геннадий Мельников, генеральный директор акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи», главный связист Приморья, успел сделать за 30 лет своего правления так много, что здесь не требуются особые эпитеты. Факты говорят сами за себя.
По оценке московских экспертов, «Дальневосточная компания электросвязи» (в прошлом ОАО «Электрическая связь» Приморья) вошла в список 200 крупнейших компаний России. Ее внесли в список наиболее динамично развивающихся предприятий. Что касается самого генерального директора компании, то согласно рейтингу издательского дома «Коммерсант» Геннадий Мельников вошел в число «1000 самых профессиональных менеджеров России». При этом профессионализм претендентов определялся исходя из того, насколько грамотно, эффективно, современно они умеют управлять собственностью, не обижая при этом работников предприятия (учитывалась, к примеру, своевременная выплата зарплаты).
Действительно, объективную оценку труда руководителя могут дать только люди, которые трудятся под его началом. Штат акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи» сегодня – это 6 тысяч человек. Ровно 30 лет назад, когда Геннадий Мельников стал руководителем этого предприятия (вообще он пришел сюда больше полувека назад монтером 2-го разряда), текучесть кадров составляла здесь 50 процентов. В Приморье действовало всего 40 тысяч телефонных номеров. Сейчас их число увеличилось практически в десять раз.
Сегодня, в профессиональный праздник связистов, наше интервью тоже получилось отнюдь не парадным, а деловым. Таков стиль работы Геннадия Мельникова.
- Начать хочется с того, что мы поменяли имя. Больше нет ОАО «Электрическая связь» Приморья, есть акционерное общество «Дальневосточная компания электросвязи». Идет изменение структуры связи по всей стране. Региональные управления всех уровней объединяются в межрегиональные. В России их будет семь, по числу федеральных округов. В дальневосточном объединении, куда входят Магадан, Камчатка, Сахалин, Амурская область, Хабаровский и Приморский края, Еврейская автономная область, базовым предприятием выбрали наше акционерное общество, несмотря на то, что оно находится во Владивостоке, а не в Хабаровске, столице федерального округа.
Сегодня наша компания признана самой мощной в финансовом и техническом плане не только на Дальнем Востоке, но и в Сибири.
- Геннадий Васильевич, известно, что даже на фоне обострившегося общероссийского финансового кризиса связистам Приморья удается занимать достаточно высокую ступеньку. Первыми в регионе они построили и ввели в эксплуатацию беспроводную АТС типа CDMA, установили видеотелефонную связь между Приморьем, городами Сибири и центром России. Что касается Интернета – по предоставленным услугам мы впереди России всей. И все же, что представляет собой акционерное общество «Дальневосточная компания электросвязи»?
- Скажу о главном - сегодня в Приморье имеются все виды электрической связи, которые существуют в мире. С этой точки зрения мы не провинция, а столица. Наш край соединен с 200 странами мира. Со всей ответственностью могу утверждать: проблема международной и междугородной телефонной связи в Приморье решена полностью.
В среднем за сутки Владивостокская междугородная телефонная станция, самая крупная в Сибири и на Дальнем Востоке, осуществляет 324 тысячи междугородных телефонных разговоров, 15 тысяч - международных. Кстати, по количеству разговоров на одну минуту мы занимаем 11-е место в России и первое в регионе.
Если говорить в абсолютных единицах, количество разговоров ежегодно возрастает в среднем почти на 25 процентов. Но это еще не предел. Владивостокская междугородная телефонная станция имеет большой запас мощности. Во всех городах и районных центрах края сооружены подземные кабельные линии связи, реконструированы и смонтированы новые междугородные станции. В Приморье сегодня практически нет «воздушек», разве только в глубинке. Кабельные линии дают возможность организовать достаточно емкие пучки каналов: в крае только междугородных каналов насчитывается свыше 15 тысяч. Из них процентов 30 еще не использованы.
Междугородная связь в крае стала автоматической, 96 процентов всех разговоров - междугородных и международных - происходит в автоматическом режиме, без помощи оператора: качественно, круглосуточно и без помех.
- За счет чего компании удается быть впереди, и заметно, своих коллег, а также держать такие высокие темпы развития?
- Прежде всего, конечно же, за счет внедрения самых передовых технологий ХХI века. Первая на Дальнем Востоке очередь беспроводного радиотелефона стандарта CDMA, который получил бурное развитие во всех странах мира, видеотелефон, новые виды интеллектуальных услуг, высокоскоростная передача данных, доступ к сети Интернет, факсимильная связь – все это отвечает самым высоким требованиям современных средств связи.
- И все же, Геннадий Васильевич, в очереди на заветный телефон в Приморье сегодня томятся свыше 100 тысяч человек. Наступит ли такой день, когда эта очередь исчезнет?
- По нашим расчетам, к 2004 году все желающие обзавестись телефоном получат такую возможность.
Мы сами заинтересованы в том, чтобы полнее удовлетворить спрос на услуги электросвязи, расширить их набор, качество.
В прошлом году, например, наша компания построила в Приморье телефонные станции на 24 тысячи номеров. Появилось 18,5 тысячи новых абонентов. Но эти темпы нас не устраивают. Раньше мы вводили за год по 35 тысяч номеров. До сих пор сказывается август 1998 года.
И тем не менее мы продолжаем развиваться. И довольно успешно. Делаем это за счет прибыли, кредита, продажи акций предприятия на инвестиционных торгах, с помощью средств дольщиков – выпускаем облигации.
В наших рабочих планах по-прежнему продолжают действовать программы «Народный телефон» и «Сельский телефон».
- К слову, о сельском телефоне. Как сегодня обеспечена связью приморская глубинка и каковы ее перспективы?
- Без телефона на селе сегодня не обойтись. Тем не менее из 615 населенных пунктов Приморья телефонизировано пока чуть больше 500.
Самая большая проблема сельской телефонной связи - в ее разбросанности, отдаленности и малом спросе. К тому же она очень убыточна. В прошлом году мы понесли на сельской связи 81 млн. 619 тыс. рублей убытков, а на радиофикации - еще свыше 12 миллионов.
Один телефон из глубинки обходится компании сейчас в 183 рубля, а абонентская плата – только 90 рублей. Убыток налицо. Как быть в таком случае, ведь мы акционеры и должны работать на прибыль. А с другой стороны, разве можно оставить село без связи? Там сейчас работает 53 тысячи номеров. Поэтому существующая сеть электросвязи продолжает развиваться, идет ее модернизация. В крае строятся кабельные линии нового типа – волоконно-оптические. Они позволяют передать значительно больший объем информации при высоком качестве и скорости. Такими линиями уже соединены с Владивостоком Уссурийск, Находка, Артем, многие районные центры. Сейчас строится такая линия в направлении Артем – Большой Камень – Находка. А также еще одна – Уссурийск – Спасск-Дальний, в прошлом году мы дотянули линию до пос. Кировского, в этом году планируем дойти до г. Лесозаводска.
- А ведь было время, когда скептики утверждали, что нормальной связи в Приморье никогда не было и не будет, не говоря уже о каком-то там видеотелефоне...
- Всякое было. И телефонные станции строили, случалось, около десяти лет. Теперь это в прошлом. Но пришли новые проблемы и заботы. Мала еще телефонная «плотность». В городах Приморья на 100 семей приходится 56 телефонов, во Владивостоке – 74, в сельской местности – 27. Эта статистика приведена без учета сотовой связи и участия других телефонных компаний.
Конечно, сегодня уже нет той накаленной телефонной очереди, которая существовала еще десять лет назад. К слову, за пять последних лет наша компания установила 146 тысяч телефонов. Вообще в Приморье только наше акционерное общество, не считая других операторов, установило 375 тысяч телефонов. Но и этого числа пока недостаточно.
Самая большая боль – конечно, инвалиды и участники войны. В прошлом году мы взяли обязательство обеспечить телефонами всех инвалидов войны. На очереди их было 261 человек, мы установили 292 телефона. В этом году снова появилось 242 инвалида, стареют и болеют фронтовики. В списке участников войны остались еще 486 человек. Мы бы давно обеспечили их телефонами, живи ветераны в одном месте, но они расселены по городам и весям. Но в этом году все без исключения участники войны будут обеспечены телефонной связью. Это наш долг и наш подарок фронтовикам. 9 мая по традиции наше акционерное общество предоставляет ветеранам возможность бесплатно позвонить друзьям, однополчанам, родным.
- Несмотря на экономические трудности в стране, в крае, спрос на услуги связи продолжает расти…
- В нынешнем году по сравнению с 2000-м рост услуг, которые мы предоставили населению, составил в общей сложности 22 процента. Среди населения – 34 процента. В денежном выражении это составляет 1 млрд. 380 млн. рублей. Наша компания занимает по этому показателю десятое место в России. Связь – это требование времени, образ жизни. В этом году мы монтируем новые станции на 25 тысяч номеров, продолжаем «тянуть» кабельную связь и намерены вложить в это дело 210 млн. рублей.
- Какие услуги телефонной связи сегодня самые популярные и прибыльные?
- Интернет, пейджинговая связь. У нас в Приморье самая высокая зона покрытия пейджинговой связи. Самое большое число потребителей. Она дает в год 14 миллионов рублей дохода.
Наше акционерное общество занимает первое место среди региональных компаний Министерства связи России и акционерного общества «Связьинвест» по использованию Интернета.
А всего от новых видов услуг мы получили около 145 миллионов рублей прибыли.
Вообще, если раньше страну оценивали по уровню ее культуры, промышленного потенциала, то сейчас еще и по уровню и качеству связи.
- Известно, что в прошлом году около 18 тысяч абонентов отказались от телефона, которым пользовались не один год. Как вы прокомментируете эту ситуацию?
- Это наша беда, уровень жизни в стране и, разумеется, в крае, остается еще очень низким. Те 18 тысяч номеров тут же забрали очередники. Жаль людей, которые остались без связи. Увы, здесь мы ничем не можем помочь нашим абонентам. Цены диктует министерство по антимонопольной политике: 6300 рублей стоит сегодня установка телефонного аппарата. Конечно, есть льготная категория лиц. Но, к сожалению, те, кто устанавливает эти льготы, зачастую никак их не компенсируют.
Только по льготам нам сегодня задолжали 102 миллиона 400 тысяч рублей. Плюс непогашенные местные льготы - 12,5 миллиона. Вот и получается, что мы услугу предоставили, затраты произвели, а деньги не получили. Я уже не говорю о дебиторской задолженности, которая составляет почти 100 миллионов рублей. Это бремя расходов мы тоже вынуждены брать на себя. И при этом не только развивать и совершенствовать электросвязь, но также заботиться о коллективе.
- Что для вас сегодня значит доброе имя компании?
- Прежде всего это стопроцентная надежность в работе, уважение не только к партнерам, к своему делу, к людям, которые изо дня в день приумножают это доброе имя. Я всегда был патриотом своего предприятия и стремлюсь, чтобы люди испытывали такое же чувство. Кадры решают все. Эта истина стара как мир. И потом, что такое начальник? С одной стороны – требовательный руководитель, а с другой – отец родной, который поддержит, поможет. Если люди видят, что ты о них заботишься, они будут радостно работать, с полной отдачей.
Мы собрали мощный инженерно-технический состав, 240 работников компании сейчас учатся заочно, без отрыва от производства.
По уровню зарплаты компания входит в первую пятерку по краю. На декабрь прошлого года средняя зарплата наших работников составила 6715 рублей. У нас действует система квартальных премий, существует 13-я зарплата.
Но дело не только в уровне жизни сотрудников компании, изменилось ее качество. На той же междугородной телефонной станции есть столовая по льготным ценам, медпункт, парикмахерская, сауна, комната психологической разгрузки. В распоряжении всего многотысячного коллектива компании - круглогодичная база отдыха в б. Муравьиной, катер. У нас действует специальная программа поддержки ветеранов войны и труда. Их у нас 1300 человек. Ежемесячно каждому к пенсии доплачивается от 100 до 200 рублей. За последние пять лет мы построили три жилых дома для своих работников на 235 квартир. Сейчас планируем заложить еще один дом – для молодых специалистов. Вот так и живем. Это кажется, что 30 лет «у руля» это много. На самом деле они пролетели как один день. Может быть, потому, что интересы компании и коллектива я всегда ставил выше личных.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»