Советский Мерседес

На 72-м году жизни безвременно скончался… Такие слова пришли в голову, когда услышал, что московский завод «АЗЛК» недавно полностью отключили от энергоснабжения. Энергетики отчаялись взыскать долги с одного из гигантов автопрома.

26 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1160 от 26 апр. 2002


 На 72-м году жизни безвременно скончался… Такие слова пришли в голову, когда услышал, что московский завод «АЗЛК» недавно полностью отключили от энергоснабжения. Энергетики отчаялись взыскать долги с одного из гигантов автопрома.

А именно таким «производителям» наше правительство стремится нынче вовсю создать благоприятные условия, изолировав рынок от импорта подержанных машин путем введения запредельных пошлин… Поучительно будет вспомнить историю автозавода «Москвич», ведь не всегда выпускал он металлолом на колесах.

Истоки

В 1930 году в Москве построили автосборочный заводик. Не сказать, что работы было невпроворот. Какие машины он выпускал в начале своей биографии – не знаю. Более-менее известный автомобиль, там сделанный, – «КИМ-10» 1940-41 гг. Известность получил «КИМ» в основном потому, что снялся в довоенном лирическом фильме «Сердца четырех» - там и можно узреть его облик. Объем выпуска «КИМов» составил 750 штук. Кузова для них делали в США (не шутка), потом везли для сборки в Москву.

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Таким несчастьем для отечественного автопрома стала война. После нее у страны появилась возможность с чистой совестью взять автосборочные немецкие линии по репарации. «Опель-Кадет» 1938 года получился «Москвичом-400» 1947 года.

Рождение марки

Наш немецкий «Москвич» оказался довольно приспособлен к российским дорогам. Колеса имел высокие – 16-дюймовые, дорожный просвет – 200 мм, как у нынешних городских джипов. Тормоза – гидравлические, что было большим шагом вперед по сравнению с механическими на массовых советских машинах. Несмотря ни на что, конструкцию «Опеля» испортить не удалось. Первый «Москвич» имел фирменную переднюю подвеску. При обрыве рулевой тяги машина самовыравнивалась, останавливаясь на дороге. Движок литрового объема выдавал всего 23 л. с., но на 2 тысячах оборотов. То есть имел основную тягу на «низах», что позволяло ему запросто тащить на буксире в два с лишним раза более тяжелую «Победу» (ее выпуск начался в 1946 г.). Существовала и близкая «Опелю-Кадет» модель «Опель-Олимпия» с более совершенным движком и синхронизированной коробкой, но было принято решение выпускать менее требовательную к горюче-смазочным материалам версию. «Москвич» обходился тракторным маслом и бензином второго сорта. Второй сорт без кавычек. Тогда высший сорт заливали в членовозы, первый – в «Победы», второй – в прочие самодвижущиеся экипажи. Максимальная скорость «четырехсотого» составляла 90 км/ч, но и гонять-то было особенно не с кем. Главное же – «Москвич» стал первым авто, которое можно было купить в магазине. Цена в дореформенных рублях составляла 9 тысяч.

Детство

Характерной чертой развития «Москвичей» была преемственность моделей. Не было резкой смены – вчера делали одну, сегодня другую. Наоборот, в старый кузов постепенно ставили модернизированные узлы, шасси, подвески, другой двигатель, а затем «начинка» получала новый кузов. 

 Первым делом модернизировали двигатель. «Москвич-401» при той же внешности получил новый бензонасос, масляный фильтр, помпу, вкладыши коленвала и сам коленвал, головку блока. Ресурс мотора возрос с прежних 60 тыс. км почти вдвое. Обороты – до 4 тысяч, мощность – на три «лошадки». Затем поставили коробку передачи с синхронизаторами – стало легче управлять машиной. Однако кузов был тесным даже для четырех человек.

Через 9 лет, в 1956 году, произошла смена кузова – появился «402-й» «Москвич», напоминавший «Волгу» в миниатюре.

В «402-м» можно было снять валенки и варежки – в салоне появилась печка – невиданная доселе роскошь. Размеры «остекления» увеличились, машина перестала напоминать уменьшенный «воронок». Стекло тоже подогревалось, поэтому «бывалые» перестали возить с собой мешочек с солью. (Им натиралось стекло, чтобы не запотевало и не обледеневало.) Двигатель выдавал уже 35 л. с., еще более мощный мотор поставили в 1958 году – модель стала «407-й», мощность 45 л. с.

В 1960 году коробка передач получила четвертую скорость. В те времена выпускалась и полноприводная модификация - «Москвич-410», по современным понятиям, «поднятая» еще больше, на зубастых внедорожных шинах.

В люди

Купить «Москвич», самый маленький тогда и самый недорогой автомобиль, стало совсем нелегко – очереди в магазинах записывались на 10-15 лет вперед. Зато в крупных городах был организован прокат автомобилей. Можно было взять «Москвичи» и, если очень повезет, «Победы». Везло, как принято, «блатным». Простой же гражданин, обладавший водительскими корочками, полученными в оборонной направленности автошколах, мог задешево взять в прокате «Москвич» - «402» и «407». Сутки стоили 1 руб. 20 коп. плюс по 2,4 копейки за каждый километр пробега.

Более популярным в народе стал «403-й», почему-то выпущенный после «407-го». Эта машина получила подвесные, а не через дырки в полу, педали. Сразу меньше грязи стало в салоне. Руль получил утопленную, а не плоскую ступицу. Поэтому грудь водителей при авариях уже им не пробивалась насквозь. Стоил «403-й» 3400 рублей. Колеса оставались высокими, 16-дюймовыми, к тому же бескамерными. Для ремонта проколотого колеса его не надо было даже снимать: находили торчащий гвоздь, вытаскивали его, зачищали дырку круглым напильником и вставляли резиновую на клею пробку снаружи.

Мужчина в соку

«408-й» «Москвич» стал миллионным легковым авто, выпущенным в стране. Начали делать его в 1964 году. За следующие 22 года были разработаны модели: 408-й, 412-й, 2140-й. Полноприводников в этом семействе уже не было. Колеса стали меньше - 13-дюймовыми, уменьшился на 40 мм и дорожный просвет. Машины-то надо было продавать за валюту, за бугор! Европейцы бы гоняли, а на отечественных потребителей было плевать.

«408-й» считался переходной моделью, специально разработанной под новый двигатель, с верхним распредвалом. Его под номером «412» стал выпускать авиационный завод в Уфе. До сих пор движки делал сам МЗМА. Но опять конструкторам помогли немцы – многие решения «412-го» движка подозрительно напоминают двигатель ВМW-1500 1961 года. Мотор получился высокооборотистым, достаточно спортивным для того времени – в противоположность предыдущим «задумчивым».

Алюминия авиастроители не жалели, поэтому «Москвич-412» имеет полностью алюминиевый двигатель, корпус коробки передач, рулевого механизма, детали тормозов. Начало его производства - 1967 год. «Жигулей» тогда не было – «Москвич» считался верхом совершенства. Фактически это и есть наиболее удачная модель завода.

В 1968 году его переименовали в АЗЛК, автомобильный завод имени Ленинского комсомола. Выпуск «Москвичей» составлял 130 тысяч в год, планировали довести до 200 тысяч. Успешным продажам за рубежом, а значит, и валюте, способствовали успехи заводчан в международных ралли 1968-70 гг. На трассе Лондон - Сидней четыре «Москвича» преодолели 16 тысяч километров и лучший из них занял 20-е место. Через два года из Лондона до Мехико «Москвич» дошел 12-м. Продавались «Москвичи», кроме соцстран, в Финляндию, Норвегию, Кувейт, Эквадор. Однако у правительства появился новый любимчик – завод в Тольятти. Средств на освоение новых моделей «Москвичу» не давали, хотя задумок у него было в избытке. В 1976 году удалось провести рестайлинг и выпустить «Москвич-2140». Изменения были косметическими: внешность стала более привлекательной благодаря навесному «железу» и оптике.

Старческий маразм

К XXVI съезду партии, как тогда водилось, наконец выпустили переднеприводной «Москвич-2141». Прототип его был готов еще 11 лет назад и опять подозрительно напоминал иностранца «Ситроена».

«Сорок первый» увеличивался в размерах, стал пятиместным, а не 4,5. Кузов получил модную в то время форму «хэтчбэк», как «вазовские» модели. Но «ВАЗ»-то выпускал и классические «Жигули», полюбившиеся покупателям, а «Москвич» же кинулся вниз головой в омут отладки новой модели, полностью отказавшись от старой.

Как всегда, задумка не удалась – спроектированный под новую модель, новый же мотор делать было негде. Уфа отказалась, сам АЗЛК не смог. Пришлось приспосабливать «412-й» двигатель, изначально к этому не готовый. Вместе с радиатором он не влезал под капот – тогда стали ставить радиаторы сбоку, у крыла! От протечек внутри салона дышать было нечем – гнили напольные ковры, несъемные, просушке не поддающиеся. Мало-мальски кузовные повреждения «Москвича» обнажали не обработанные под покраску кузовные панели – краска буквально слезала клочьями. И все же в период демпинговых цен августа 1998-го эти «машины» брали пачками: в пересчете на доллар «Москвич» оценивали в 2,5-3 тысячи. Магазины, его продающие, работали круглосуточно. Но маркетологи завода просчитались: вырученных от продажи залежалого товара денег не стало хватать ни на расчеты с энергетиками, ни на закупку комплектующих. Тогда сменившееся руководство АЗЛК попробовало осваивать новую нишу рынка – престижных автомобилей. Поставили французский двигатель «Рено», тормоза «Лукас», сцепление и привода от других именитых производителей.

Стали делать стретч – удлиненный лимузин «Юрий Долгорукий». Такие автомобили даже некоторое время продавались госструктурами – под лозунгом «пересядем на российский автомобиль». Какое-то время количество обычных «Москвичей» удалось устроить на службу в такси, какое-то количество государство закупило под раздачу ветеранам войны к юбилею Победы. Но народ машину по нормальной цене не брал, прозвал ее конструктором «сделай сам».

Итогом деятельности отечественного производителя стали цифры выпуска. В 2001 году сделано 800 штук «Москвичей», тогда как за 15 лет до этого – 170 тысяч, а за 40 лет – 120 тысяч машин.

Поддержим производителя?

И вот из наших же налогов и наших же пошлин правительство собирается поддерживать подобных «производителей». Могу напомнить, что «Тойота» тоже начинала выпуск машин в 1936 году. И в период расцвета АЗЛК, в 1988 году, выпустила 3 с лишним миллиона легковых авто, в полтора раза больше всего СССР и в 20 раз больше АЗЛК. Так, может, есть смысл поддерживать этого производителя, а не тратить средства на реанимацию давно уже «покойника»? Заводские конструкторы АЗЛК сегодня снова представляют будущим потребителям новейшие разработки. Так, презентовано купе «Дуэт» ценой под 40 тысяч долларов. «Москвич» по цене «Мерседеса»!

Автор: Игорь КРОТЕНОК, владелец «Москвича», специально для «В»