Квотный рефлекс
В конце прошлой недели в третьем чтении законодательное собрание одобрило закон «О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае» и отправило на подписание губернатору края Сергею Дарькину. Несмотря на отчаянное сопротивление части не самых последних рыбопромышленников.
В конце прошлой недели в третьем чтении законодательное собрание одобрило закон «О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае» и отправило на подписание губернатору края Сергею Дарькину. Несмотря на отчаянное сопротивление части не самых последних рыбопромышленников.
«Инициаторы данного закона не решают ни одной из проблем отрасли, в документе всего лишь законодательно закрепляется сложившаяся конъюнктура», - отметил один из наиболее недовольных. Многочисленные вопросы вызвала 8-я статья законопроекта, в которой говорится о распределении бесплатных промышленных квот на вылов биоресурсов предприятиями Приморского края. Отныне ключевыми фигурами по закону станут губернатор и рыбохозяйственный совет.
Исполняющий обязанности председателя ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Петр Чуркин видит в квотном механизме массу подвохов. Дело в том, что самые лакомые квоты выносятся на аукцион, а значительная часть бесплатных предоставляется нашим предприятиям для вылова рыбы в приморской подзоне, которая много беднее охотоморских участков. Если в прошлом году у берегов края предприятия промышленности могли в общем выловить 18 тысяч тонн рыбы, то в этом году краевым флотилиям выдали на откуп 62 тысячи тонн – в ущерб берингово- и охотоморским уловам. Практика показывает, что в наших водах – от Тернея до Хасана - вылавливается не более 25 тысяч. Сегодня рыбаки боятся, что загадочная «конкурсная основа» распределения промквот, о которой объявили краевые народные избранники, станет ненамного легче покупки квот на московских торгах. Да и зимняя «квотная война» между Дарькиным и Наздратенко не принесла рыбопромышленникам ощущения экономической безопасности. До последнего момента никто из них не знал, чьим приказам верить – правительственным или дарькинским. А в итоге получилось, что весь этот шум ничего не изменил: «Белый дом» предпочел выдать больше лимитов тем, кто «больше выдает налогов».
Один из разработчиков закона депутат Михаил Богинский отметил, что все предприятия отрасли были ознакомлены с положениями нормативного акта. Даже если так оно и есть, странно было видеть многочисленные корпоративно-административные перепалки, происходившие в преддверии последнего заседания ЗС. Принципиальный недочет закона «О рыбохозяйственной деятельности» часть рыбников видит в том, что предприятиям, обновляющим флот, невыгодно получать квоты на один год. Представители той же ассоциации рыбохозяйственных предприятий убеждены, что с сокращением уловов построить новый флот с помощью невыбранных лимитов невозможно – квоты должны выдаваться сроком на 3-5 лет.
Депутат Татьяна Черноусова заметила, что краевой закон позволит приморцам отказаться от балтийской кильки и питаться дешевой рыбопродукцией местного производства. Да, многие статьи остаются спорными, считают сами депутаты (некоторые из этих статей закона недавно взяли на экспертизу юристы Госкомитета по рыболовству), но в целом данный документ позволит хоть как-то контролировать ситуацию не методом административной интуиции, а по закону. По меньшей мере до тех пор, пока не будет принят федеральный аналог данного документа. И не важно, под кого этот закон писан.
С осторожностью и недоверием приняли эпохальный закон не только компании, близкие к Наздратенко и Госкомрыболовству – «ПБТФ», «ДМП», «ТУРНИФ», «БАМР», но и, как было сказано выше, - 30 предприятий ассоциации г-на Чуркина, куда, между прочим, входит и «продарькинское» ЗАО «Ролиз». Брюзжание рыбных королей сдружившихся на рыбной почве депутатов и краевых чиновников не смутило. Тому же председателю совета директоров Преображенской базы тралового флота Олегу Кожемяко депутаты посоветовали усовершенствовать закон, будучи уже сенатором третьего созыва.
Автор: Александр СЫРЦОВ, «Владивосток»