Село Ленино живет и побеждает
На вершине одной из сопок хребта Сихотэ-Алинь в самом центре Приморья красуется слово «ЛЕНИН». Огромные буквы сделаны из посадок кедрача в семидесятых годах прошлого века, к 100-летию со дня рождения В. И. Ульянова (Ленина). В период перестройки лесной пал уничтожил часть саженцев – букв. Но уже после крушения советской власти жители близлежащего села посадили новые деревца. И вновь вечнозеленый «ЛЕНИН» в глуши Уссурийской тайги является символом села Ленино Чугуевского района. Время. Начинаем про Ленино рассказ.
На вершине одной из сопок хребта Сихотэ-Алинь в самом центре Приморья красуется слово «ЛЕНИН». Огромные буквы сделаны из посадок кедрача в семидесятых годах прошлого века, к 100-летию со дня рождения В. И. Ульянова (Ленина). В период перестройки лесной пал уничтожил часть саженцев – букв. Но уже после крушения советской власти жители близлежащего села посадили новые деревца. И вновь вечнозеленый «ЛЕНИН» в глуши Уссурийской тайги является символом села Ленино Чугуевского района. Время. Начинаем про Ленино рассказ.
С чего начать?
Первое поселение на берегу речки Селенча (ее нынешнее название Антоновка) появилось в 1913 году. Переселенцы с Украины Стельмах и Байрак образовали хутор Тигровый. Вообще-то «хутор» это громко сказано. Потому как первое время люди жили в землянке. Приходилось огородом заниматься, целину под пашню осваивать, тайгу изучать – охота стала основным делом. Тем временем ставили срубы. Через пару лет подъехало еще несколько семей - Броденко, Булавей, Савченко.
Хозяином тех мест был тигр. Однако люди оказались сильнее, да и дичи на всех хватало с избытком. А какие здесь красивые места! Долина и сопки вдоль хребта Белки поражают своим великолепием. Нужно один раз взглянуть на эти красоты, чтобы полюбить здешнюю природу навсегда.
«Революционные коммуны»
В годы первой мировой и гражданской войн хутор разросся до размеров села, которому дали имя Селенча. В 1930 году в Селенче образовали коммуну. Вы не поверите, в Ленино есть старожил, ясная память которого хранит тысячи деталей того времени. Василий Тихонович Полишевский - уникальный человек. 60 лет он был учителем истории и географии, воспитал четыре поколения селян.
- Мои родные переехали в Селенчу как раз в 30-м. До этого жили на территории нынешнего Кировского района. Нас все время затапливало. Тут в очередной раз вышла из берегов Уссури и смыла все огороды. А мои братья Иван и Парфентий только-только вернулись с зимней охоты и давай с восторгом рассказывать о золотых местах. Собрали зерно и муку, пожитки, запрягли лошадей, привязали к телегам двух коров и двинулись в путь.
В ту пору в селе было всего два-три десятка дворов. Мне хоть и было всего 10 лет, но помню, будто происходило все вчера. Из Хабаровска приехал уполномоченный с необычным именем Ян Полуян, он потом вроде стал председателем Хабаровского крайисполкома. И давай агитировать за коммуну. Так вот все село и уговорил. Создали коммуну, одну из первых в Приморье, в честь Яна Полуяна назвали. Всю скотину вплоть до кур согнали под одну крышу, все продовольствие, какое у кого было, стащили в общую столовую. Туда же перебрались жить и все дворовые собаки. Коммунары жили дружно. Но справедливости ради скажу, что иной раз хозяйки придут на ферму, глядь, их коров доят другие. Начинаются перебранка, крики и ругань, вплоть до драки, приходилось прибегать мужикам, разнимать баб. Питались все вместе. По вечерам собирались на ферме дети с кружками. Их спрашивают: «Сколько едоков в семье?» Столько кружек молока получи. По осени каждому коммунару выдали 16 кг зерна. Потом на общей мельнице перемалывали в муку, и зимой хозяйки дома пекли хлеб, а на праздники пироги. Гуляли в какой-нибудь одной хате. Пили медовуху, пасека была богатой, и медовухи выставляли много, чуть ли не в бочках. Одни песни поют, другие дерутся, третьи под гармошку пляшут, скучно никому не было. Даже нам, детям.
Головокружение от успехов
В 1934 году на базе коммуны был создан колхоз имени Ленина. Одновременно рядом с селом начали строить рабочий поселок, в котором жили работники созданного участка по заготовке древесины. И вот тогда впервые населенный пункт назвали Ленино, причем это решение единодушно поддержали все селяне.
Василий Тихонович вспомнил забавный эпизод с образованием колхоза имени Ленина:
- Всем вступившим в него было разрешено взять из свинарника по одному кабану на семью. Кто узнал, тут же рванул туда и давай выбирать. А у нас отец и братья в тайге. Мама ко мне, давай, мол, хоть что-нибудь пригони. Я беру пацанов и бегу к свинарнику. И точно, все разобрали. А рядом стоят скирды соломы, и под ними прорыты норы. Залезаем, а там - огромный боров, самый большой в деревне. Выгнали его из норы и погнали по улице хворостинами с улюлюканьем.
Прямая помощь армии
Перед Великой Отечественной Полишевский, выпускник семилетней школы, поступил в Спасское педагогическое училище. Обучение было платное (!), крестьянской молодежи приходилось рассчитываться трудоднями. Но окончить его не успел, началась война. Его призвали в армию и как шибко грамотному присвоили звание младшего лейтенанта. Ближе к концу войны Василий Тихонович получил ранение, вернулся домой и смог окончить училище.
А вот 14 селян не вернулись с фронта…
Среди тех, кто уцелел в страшной мясорубке войны, был Николай Павлович Гуртовой. Он стал полным кавалером трех орденов солдатской Славы. Редкая деревня может похвастать таким героем. Сейчас в селе живут его сыновья и внуки. Кстати, до сих пор в селе на избах красуются красные звездочки, в них жили фронтовики или вдовы.
Жена Василия Тихоновича – Ольга Тихоновна, коренная жительница села. Все еще стоит дом, в котором она родилась в 1926 году. Поженились они уже после войны, до сих пор живут счастливо. Когда наш фотокорреспондент взялся снимать Полишевского, супруга нам и говорит: «Увидят молодухи фотку в газете и набегут, попытаются отнять… А я и не держу».
В войну Ольге Тихоновне, несмотря на юный возраст, пришлось стать трактористкой. Причем «трактор был на дровах. Загрузишь поленья в топку, с помощью бензина разжигаешь. И опаска, как бы не было пожара или взрыва. А выхода нет, как иначе работать. Ведь всех здоровых лошадей забрали в помощь армии. С нашего села 40 штук увели, только больных лошадок и оставили».
Первая фаза коммунистического общества
Как и раньше, так и теперь главной кормилицей села является тайга. Валентин Евгеньевич Банщиков живет в селе 29 лет.
- Почитай, у каждого второго в тайге угодья, - говорит он. - По лицензии бьем белку, зайца, колонка, норку, кабаргу. В этом сезоне по белке был план 50 штук. Осенью оказалось много шишки, и белка поперла. Кто не ленивый, тот мог добыть и сдать в заготпункт коопзверосовхоза. Да и мясо у нее нежное. В речке водится таймень, ленок, хариус, пеструшка, в озерах есть щука и карась. Шишку собираем, грибы и ягоду.
- А говорят, что село богато женьшенем?
- Это правда. В советские годы Ленино считалось самым богатым селом в Приморье, почитай в каждой семье была машина. И все на женьшене. Диком и доморощенном. Прямо в огородах рос. Но несколько лет назад китайцы стали покупать только дикий. И село сразу стало хиреть. Тут голландцы приезжали, говорили: «Давайте, садите, все купим». Но как узнали, что ему расти восемь лет, так и отступились. Но я все же посадил несколько тысяч семян, мало ли что произойдет в будущем. Да и плантации дикого у меня в тайге есть.
А еще в Ленино есть сельскохозяйственный кооператив - отделение бывшего совхоза «Дружба», созданного еще в 1967 году. Имеется лесничество, участок Чугуевского леспромхоза. Ну и сельская интеллигенция – учителя, врачи, библиотекари…
Тот же Полишевский из 60 лет учительского стажа 50 был еще и директором школы. И даже 3 года председателем колхоза. Василий Тихонович гордится своим партийным стажем, он член КПСС-КПРФ с 1945 года. С гордостью хранит партийные билеты.
Удержат ли большевики государственную власть?
В Ленино нет первичной партийной организации. Но будет. Возродить первичку мечтает еще один житель села - Анатолий Викторович Труфанов. Выпускник горноинженерного факультета Иркутского политехнического института, профессиональный геолог, исходивший половину Приморья. Первооткрыватель Арсеньевского оловорудного месторождения, причем от разведки довел его до добычи. Участвовал в теоретическом обосновании и практическом поиске еще нескольких залежей руд в Приморье. 10 лет он был третьим и вторым секретарем Дальнегорского райкома партии. В период перестройки истинный ленинец (46 лет партийного стажа), Труфанов ушел на пенсию и поселился в Ленино.
Сейчас Анатолий Викторович выполняет в селе роль старосты. И является инициатором всех местных акций.
Лампочка Ильича
В позапрошлом году в село провели электричество. До этого была только дизельная электростанция. То солярки не было, то запчастей. Иногда неделями отсутствовал свет. Договорились с сетевым предприятием «Дальэнерго», собрали деньги с каждого двора. А потом все мужчины деревни рубили просеку в тайге под будущую ЛЭП. Вот так методом народной стройки и горит постоянно в каждой избе «лампочка Ильича».
Теперь все село собирает деньги на ретранслятор. Пока в Ленино смотрят всего одну программу, возможно, летом появится вторая.
Лучше меньше, да лучше
В Ленино не продается спиртное. То есть совсем. В этом отношении село живет при коммунизме. Зато зайди в любой дом - и хлебосольные хозяева и в баньке попарят, и стол накроют, и чарку поднесут. Самогонки на можжевельнике или наливки. И не ошибетесь, если поднимете тост за процветание села Ленино.
Автор: Надежда БРАЖИНА, Николай КУТЕНКИХ, Евгений СУХАНОВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото),«Владивосток»