На старый форт с бульдозером?.
Сегодня, когда отмечается Международный день памятников и достопримечательных мест, особенно больно и стыдно говорить о чиновничьем варварстве в отношении нашей истории. Но промолчать – вдвойне грешно.
Сегодня, когда отмечается Международный день памятников и достопримечательных мест, особенно больно и стыдно говорить о чиновничьем варварстве в отношении нашей истории. Но промолчать – вдвойне грешно.
Стало известно, что глава администрации краевого центра своим постановлением отдал в собственность под индивидуальную жилую застройку земли, принадлежащие Владивостокской крепости. А именно – часть форта № 7, включая его охранную зону, и укрепление литер «З». Как говорится, комментарии излишни. Хочется лишь заметить, что в силу уникальности этого объекта фортификационного зодчества такое решение недействительно, пока не получит согласование в Министерстве культуры РФ, – памятник имеет статус федерального. Так что у Приморского государственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры есть шанс спасти литер «З». Конечно, если его не опередит бульдозер.
Удивительно, но факт. Два года назад городские власти приняли очень разумное решение – передать часть объектов Владивостокской крепости в пользование предприятий, чтобы спасти их от разрушения, провести восстановительные работы и открыть эти достопримечательные места для туристов.
Форт № 7 попал в этот список первым. Сейчас здесь действует муниципальное предприятие «Владивосток историко-рекреационный».
Получается, правая рука не ведает того, что творит левая?.. А может, причиной всему беспамятство. «Память – способность помнить, не забывать прошлого», - записал в толковом словаре В. Даль.
Корреспондент «В» встретился с Анной Мялк, директором Приморского государственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры, чтобы узнать, как сегодня центр спасает памятники.
- Первый шаг на этом тернистом пути - выявление и учет. К примеру, если десять лет назад было поставлено под охрану 300 памятников археологии, то сейчас - уже свыше 1200.
Как правило, их обнаруживают при обследовании новых строительных площадок, которые теперь отводятся только после согласования с нашим центром. Если памятник известен - значит его можно спасти от разрушения.
Вообще в Приморье под охраной государства находится сейчас свыше трех тысяч памятников истории и культуры.
Сейчас мы с особой пристальностью следим за судьбой оборонительных сооружений советского времени, а также казарменных комплексов дореволюционной постройки. Так, впервые принято под охрану несколько объектов комплекса главной береговой обороны базы ТОФ «Владивосток». Им грозит полное уничтожение. Как только очередные расформированные воинские части покидают эти объекты, они тотчас растаскиваются на строительные материалы. Зачастую теми же военными. На острове Русском, к примеру, идет бойкая торговля тесаным камнем и кирпичом, в Уссурийске тоже.
- Анна Вадимовна, в последнее время немало старинных владивостокских зданий обновили свои фасады, к сожалению, это не всегда удачно. Вы как-то наблюдаете за этими работами?
- Самым непосредственным образом. Только за последние два года под контролем центра было отремонтировано и отреставрировано около двадцати объектов - памятников. Среди них Владивостокский почтамт, административное здание торгового дома «Кунст и Альберс» (ул. Светланская, 40, интерьеры), дом на ул. Пушкинской, где жил поэт Н. Асеев, пороховой погреб на о. Елена.
Конечно, в очереди на ремонт и реставрацию стоят сегодня сотни памятников истории культуры. Эти работы требуют особой тщательности. И здесь нам еще нужно учиться и учиться. И тем не менее могу со всей ответственностью сказать: качество реставрационных работ постепенно повышается. В связи с этим хочется отметить компании, с которыми мы давно и активно сотрудничаем. Это «Владитал» (директор А. Смирнов), «Дальстройбизнес» (директор А. Субботин), «Генподрядчик» (директор А. Воробьев), ОАО «ДНИИМФ» (главный архитектор А. Котляров), «Архитектурный фонд» (директор А. Мельник). Особое спасибо хочется сказать Григорию Михайловичу Сусолу (ДНИИМФ) за помощь в реставрации храма Казанской иконы Божьей Матери в пос. Раздольном. Сейчас при его участии также безвозмездно выполняется проект реставрации православной церкви на о. Русском.
- От кого сегодня зачастую приходится спасать памятники?
- Чаще всего проблемы возникают с пользователями и собственниками. Стремясь «выжать» из старого здания все, чтобы приспособить его под новые нужды, они нередко уродуют фасады, заменяют окна на пластиковые, стремятся во что бы то ни стало надстроить здание, причем полагаются только на собственный вкус, никак не учитывая исторический облик здания, игнорируя требования нашего центра.
Много сил, времени и нервов отнимает контроль за тем, как интересы памятников истории и культуры учитываются при градостроительной деятельности. О чем можно говорить, если Владивосток и Уссурийск, включенный в список исторических городов России, до сих пор не имеют градостроительной документации, которая учитывала бы требования по охране памятников, а также их исторической среды, как этого требует действующий градостроительный кодекс.
Правда, наш центр впервые создал схему зон охраны всех известных памятников истории и культуры, с наглядным изображением места их нахождения. Хочется надеяться, что при новом строительстве, хозяйственной деятельности и особенно при выделении земли это непременно будет учитываться. И наши памятники останутся жить вечно.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»