Дебет-кредит фермера Клюева
На мой вопрос, рентабельно ли его хозяйство, бывший горный инженер, а ныне крепкий фермер Владимир Клюев из Кавалерово отвечает вопросом: - А разве бы я тогда строился?
- А разве бы я тогда строился?
250 тысяч рублей вложила его семья в строительство фермы, где есть вся необходимая механизация. Начинали-то с нуля, с палатки в урочище реки Павловка, где фермеру отвели землю. За десять лет создали хорошую базу для животноводства. В хозяйстве 20 дойных коров, всего – 60 голов крупного рогатого скота. Это, как просчитал Владимир Николаевич, оптимальное число. Доходы от продажи мяса покрывают затраты на его производство, а реализация молока позволяет получить прибыль.
- Чтобы наращивать объемы по молоку, нужно наладить его переработку, но мне эту продукцию не удастся сертифицировать, - делится фермер. – У нас нет электричества, поэтому невозможно соблюсти технологию пастеризации молока.
Был прекрасный план – построить мини-ГЭС. Клюев до последнего рассчитывал, что государство вернет половину средств, вложенных им в строительство фермы (это предусмотрено законодательством), но постепенно в благополучный поворот дела все меньше верится. Подставленная подножка почти напрочь вытеснила из души фермера всяческий оптимизм:
- Куда бы я раньше ни уезжал, всегда с радостью возвращался домой и говорил: «Ничего нет на свете роднее поворота на Рудное» (здесь находится дом Клюева). За последний год мое мировоззрение развернулось на 180 градусов, и теперь бы я, наверное, уехал. Чувствую, что государству не нужны ни наше мясо, ни наше молоко.
Самое сложное, как оказалось, не каторжная работа с утра до вечера, а последний ее этап – реализация продукции. Клюев не может себе позволить отдать молоко в бюджетные организации («скотину каждый день кормить надо, а денег из этой прорвы не дождешься») или продавать его оптовикам за бесценок (они стараются поиметь с литра не меньше, чем он, производитель). Кому-то из членов семьи приходится постоянно стоять на базаре, зато молоко уходит зимой за 12 рублей, а не за шесть, летом – за восемь.
Главная забота – продуктивность коров. Семья возделывает 67 гектаров земли для выращивания кормовых культур, заготавливает сено, силос, другие корма, заботясь об их высоком качестве.
- От коровы надаиваем по три тысячи литров, иначе бы не свели концы с концами, - посвящает в свой «дебет-кредит» Владимир Николаевич.
На основе этих расчетов складывается годовой оборот в 500 тысяч рублей, что имеет крепкое кавалеровское хозяйство. А вот когда и продуктивность недотягивает, и сдается молоко по дешевке, и кормов маловато, тогда выходит, что «животноводство в наших краях нерентабельно». Этот «постулат» доводится слышать часто. Пример - коллективные кавалеровские хозяйства, бывшие совхозы.
- У их работников психология не та, - считает Клюев. - Чужое добро, чужие деньги - плохо они их считают.
Автор: Надежда БРАЖИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»