У села отобрали «ходули»
К началу весенне-полевых работ лучшим сельхозпредприятиям края на 78 миллионов рублей выделено ГСМ, запчастей для сельхозтехники, удобрений, ближе к сезону поступят гербициды. Не за просто так, конечно. Двадцати хозяйствам распределен госзаказ на поставку продукции в социальную сферу края, и под него с государственным агентством по продовольствию заключены договоры. Порядка сорока предприятий гарантируют вырастить в срок качественную продукцию под рыночный заказ края, чем тоже заслужили законное право на товарно-материальное кредитование.
К началу весенне-полевых работ лучшим сельхозпредприятиям края на 78 миллионов рублей выделено ГСМ, запчастей для сельхозтехники, удобрений, ближе к сезону поступят гербициды. Не за просто так, конечно. Двадцати хозяйствам распределен госзаказ на поставку продукции в социальную сферу края, и под него с государственным агентством по продовольствию заключены договоры. Порядка сорока предприятий гарантируют вырастить в срок качественную продукцию под рыночный заказ края, чем тоже заслужили законное право на товарно-материальное кредитование.
Список счастливчиков, как видите, не такой уж длинный, ведь всего в Приморье больше 220 коллективных хозяйств, около двух тысяч фермерских. Проехав по краю, мы убедились, что там, где в преддверии сельскохозяйственного сезона остались без всяческой поддержки со стороны государства, царит пессимистическое настроение.
С этого начался наш разговор с руководителем департамента по сельскому хозяйству и продовольствию краевой администрации Владимиром Сидоренко.
не плачь в жилетку
- Таким настроением наши крестьяне должны были «переболеть» еще лет десять назад, когда стало понятно, что ситуация полностью меняется, - говорит Владимир Петрович. – Теперь все зависит только от них самих. Не плакаться надо, а в соответствии со спецификой района найти для каждого хозяйства то направление, которое будет востребовано. Кто сумел это сделать, тот успешно развивается. Возьмите для примера Милоградовское хозяйство, которое кормит не только Ольгу, но и Находку, Партизанск, производит сыр, сметану, масло, на флот тысячами тонн поставляет картофель. Но многие директора продолжают изображать из себя Чапаевых и прикрывать свою безграмотность народом, за который им приходится страдать. Отсутствие грамотного менеджмента, подготовленных специалистов приводит к тому, что на фоне хозяйств, для которых работа на земле становится доходным бизнесом, продолжается развал тех, кто не может сориентироваться в рынке.
- Получается, правильно делают в Чугуевке, где дорезают последних коров? Животноводством заниматься этому хозяйству невыгодно...
- Ан нет, как раз в Чугуевском и Кавалеровском районах животноводство плюс овощи и картофель – направления, имеющие полное право на жизнь. Ставку надо делать на ранние овощи, чтобы положить их на стол покупателям севера - Тернею, Дальнегорску. Ну, а что касается производства молока, то, чтобы рассчитывать на рентабельность, надо надаивать не по тысяче литров, а хотя бы по три тысячи. Не умеете поднять общественное животноводство, отдайте скот в лизинг частникам, оставив за собой ветеринарное обеспечение и кормозаготовки. Частно-кооперативный способ ведения животноводства – реальная схема и выход из положения для многих.
- Такие примеры уже есть в крае?
- Частный сектор подтягивают к себе Новолитовское, Милоградовское, Марковское и другие хозяйства. Здесь довольно высокие надои, часть молока перерабатывается в своих небольших цехах. Это позволяет уйти от налога на продажу молока, заплатив налог уже на реализацию продукции. Понятно, что первостепенную роль играет уровень руководства в сельскохозяйственных предприятиях. Марковский кооператив во главе с Саидом Кабировым, который нашел хороших специалистов, с каждым годом набирает обороты, берет под свое крыло соседние упавшие хозяйства, где люди уже на следующий год начинают работать по-новому. Но ведь полно других примеров. Поля десять лет затапливает, и все десять лет директор ходит с протянутой рукой. Получив деньги за ущерб от наводнения, распоряжается сажать ту же продукцию в том же болоте. Да у нас сейчас свободных земель достаточно, не используется 22 процента пашни. Выберите южный склон, обезопасьте себя от наводнения.
Локомотив на запасном пути
- Правильно я поняла, что в крае взят курс на поддержку только рентабельных хозяйств?
- Такие хозяйства – их у нас максимум 60 - работают без всяких «ходуль». У них есть кредитная история, им дают кредиты. Речь о поддержке их не идет, это нормальный бизнес. Внимания требуют те, кто пока еще себя не нашел. Здесь необходима реорганизация изнутри, начиная со смены руководства и выбора оптимальной именно для этого хозяйства формы собственности. В любом случае мы не собираемся больше раздавать деньги просто так: без проработанного менеджмента, программы развития, реальной перспективы. Хозяйства кредитуются под определенный заказ при гарантии, что они смогут его выполнить на сто процентов, в срок и с высоким качеством продукции оговоренного ассортимента. Механизм этот как раз и работает через систему договоров с государственным агентством по продовольствию.
- Топливо, запчасти, удобрения получены по заключенным договорам в канун сельскохозяйственных работ. Это, конечно, хорошо. Но не за горами время, когда придется рассчитываться за кредиты и за проценты. Не попадают ли сельхозтоваропроизводители таким образом в кабалу?
- Я считаю, что нынче условия для них прекрасные. Во многом благодаря тому, что за счет договоренностей с местными поставщиками удалось резко снизить стоимость товарно-материальных ресурсов.
- Рассчитываться за них хозяйства будут выращенной продукцией?
- Нет, теперь мы ставим вопрос, что платить нужно живыми деньгами. Это будет на пользу прежде всего самим крестьянам, ведь фонд – возвратный. Чем больше будет денег в обороте, тем больше появится возможностей для дальнейшего кредитования.
Это же касается и краевого лизингового фонда, через который хозяйства обновляют свой машинно-тракторный парк. Сегодня ситуация с его износом катастрофическая – 80-90 процентов. Кому по средствам заплатить за комбайн сразу миллион? А вот внести сначала 10 процентов и в течение пяти лет рассчитаться полностью – это уже более реально. Лизинговый фонд, существенно увеличенный в этом году, облегчает доступ хозяйств к технике. За прошлый год для него было выделено 26 миллионов рублей, за три месяца нынешнего – уже 47 миллионов. На них закуплено 16 «Сибиряков» на гусеничном ходу, 10 американско-китайских зерноуборочных комбайнов, но это только начало.
- Заявки на технику удовлетворяются полностью?
- Пока нет, конечно. Смотрим опять-таки по тому, какая у хозяйства лизинговая история, как он расплачивается по прежним долгам. Если все нормально, бери новую технику, развивайся дальше. Техника расходится тут же, как только мы ее получаем.
- Фермеры тоже могут приобрести комбайн или трактор по лизингу?
- Самое главное, чтобы партнер был надежным, а в остальном разделений никаких не делаем. Но доступна новая техника только для тех фермеров, которые уже вышли за рамки небольших частных хозяйств.
Лизинговый фонд – это не что иное, как государственная поддержка села, о которой мы с вами говорим. Государство, кроме того, не снимает с себя заботы о семеноводстве, финансировании племенной работы, деньги выделяются на известкование почв и в целом на программу по плодородию. Государственной задачей, мы считаем, должна стать и подготовка кадров, с чем в свое время вышел крупный просчет. Такая программа в крае сейчас разрабатывается и будет направлена не только на подготовку специалистов, но и на закрепление их в селе.
Рыночное регулирование тоже нельзя бросать на произвол судьбы. Отсюда заказ на ликвидную продукцию, которая при продуманном ценообразовании будет в любом случае востребована. Это касается прежде всего сои, риса, пивоваренного ячменя, продовольственной пшеницы, гречихи. Задача – определить в сельском хозяйстве края тот локомотив, который вытянет за собой всю отрасль. Но подход уже совершенно иной, чем раньше. С помощью дотаций никто никогда не научится работать, поэтому раздача бюджетных денег с этого года прекращается. Смысл не в том, чтобы, как в зоопарке, просто сохранить крестьян (с жирафа ведь ничего не возьмешь, а сохранить его надо). Он совсем в другом: помочь им определиться с достойным местом в этой жизни.
Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»