«Черные» яйца

400 тысяч яиц было снято с реализации за время предпасхальной зачистки на приморском рынке. Не поздоровилось тем, кто попался на продукции сомнительного качества или прокололся на нелегальной торговле. Но каким образом отойти от кампанейщины и раскрутить маховик так, чтобы контроль за порядком на яичном рынке представлял собой действенный механизм? Разговор об этом шел на совещании, организованном комитетом по торговле и защите прав потребителей краевой администрации.

17 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1154 от 17 апр. 2002

 400 тысяч яиц было снято с реализации за время предпасхальной зачистки на приморском рынке. Не поздоровилось тем, кто попался на продукции сомнительного качества или прокололся на нелегальной торговле. Но каким образом отойти от кампанейщины и раскрутить маховик так, чтобы контроль за порядком на яичном рынке представлял собой действенный механизм? Разговор об этом шел на совещании, организованном комитетом по торговле и защите прав потребителей краевой администрации.

Вагон с неучтенкой – что иголка в стоге сена

Судя по тону председателя комитета Владимира Богданова, взят решительный курс на то, чтобы поставить заслон нелегальному яйцу:

- Утюжить будем до тех пор, пока неучтенка не исчезнет с нашего рынка. И дело не только в налогах, которые теряем. Мы слишком хорошо понимаем, чем рискуем. Это не китайские тапочки, тут угроза здоровью реальная.

Пока получается, что завезти в край вагон с нелегальными яйцами не представляет никакого труда. Железная дорога даже не знает, что за товар пришел в адрес получателя (в сопроводительных документах может значиться: «товары народного потребления»), пропускному пункту вагоны предъявляются не все, для транспортной милиции, судя по выступлению ее представителя, эта тема вообще новая.

А «улов» контрольных органов на потребительском рынке – лишь вершина айсберга. Теневую «кухню» хорошо знают предприниматели, давно занимающиеся оптовыми поставками. Торгующие законно пытаются сами бороться с «черным» яйцом, которое демпингует и подставляет обидную подножку в конкуренции. Но вот в правоохранительные органы они не обращаются. Точно так же, как и местные производители, давно отследившие, где в открытую торгуют нелегальными яйцами под маркой, к примеру, Надеждинской или Уссурийской птицефабрики.

Дикий рынок – дикие законы? Владимир Богданов пригрозил, что никаких отступлений от жесткой линии теперь не будет.

Свежести вышел срок

Просроченная, не отвечающая санитарным требованиям, непонятного происхождения продукция может проникнуть на рынок и законным путем. Предпасхальные проверки показали, что половина всего яйца в крае продается с серьезными нарушениями. По информации главного ветеринарного инспектора края Владимира Семенова, самая неблагополучная обстановка складывается в стихийно возникших торговых зонах. Постоянная инспекторская бригада, шерстившая такие точки даже в выходные дни, пресекла беспредел. Но это сегодня, а завтра? Без возвращения приоритетов стационарной торговле и без борьбы с разрастанием мест стихийной торговли о стабильном порядке можно только мечтать.

Но покупатели должны знать, что отовариваться у сомнительных продавцов теперь становится еще опаснее. Изменен ГОСТ, по которому предписывалось ставить дату сортировки на каждое как диетическое, так и столовое яйцо. С начала будущего года это требование останется в силе только по отношению к диетической продукции. Чтобы выяснить, какой свежести яйцо столовое, нужно будет посмотреть маркировку на таре, а это уже, как вы понимаете, целая проблема.

Участники совещания сошлись во мнении, что такое послабление ущемляет права потребителей. Представители местных предприятий пообещали, что не собираются отказываться от маркировки, отмененной Госстандартом. Тем более потрачено немало средств на приобретение необходимого оборудования. Они окупятся повышением престижа?

Слабое звено

«Пока не будет налажена широкая сеть реализации яйца собственного производства, диктовать свои условия на местном рынке мы не сможем», - мнение, с которым не поспоришь. На совещании несколько раз вспоминали «Владхлеб», продукция которого благодаря именно такому подходу дошла чуть ли не до каждого двора. Только после этого предприятие оказалось в выигрыше по сравнению с многочисленными мелкими хлебопекарнями.

Для приморских же птицефабрик реализация остается слабым звеном. Крупные оптовые компании имеют во Владивостоке по десятку и более собственных точек по продаже яиц (по самым скромным подсчетам, их общее число равняется 95), при этом местные производители не имеют их вообще.

- Сами мы торговали только на Фокина, потом и этой возможности были лишены, - посетовал директор Надеждинской птицефабрики Евгений Груз. – С начальником отдела сбыта проехали по всем рынкам, но везде получили отказ.

- С ребятами на рынках по-другому надо разговаривать, - не удержался от комментария Владимир Богданов. – Сколько раз вы встречались по этому поводу с руководителем городской торговли? – кивнул он в сторону Вадима Валяева.

Оказалось, ни разу. Маркетинг на наших птицефабриках продолжает хромать на обе ноги.

Дефицита нет

О готовности краевой администрации лоббировать интересы местных производителей на совещании было заявлено не раз. Представители птицефабрик к таким заверениям отнеслись скептически, а руководители оптовых фирм, принимавшие участие в разговоре, обиделись. Олег Тунёв (фирма «Гемма») высказался без обиняков:

- Мы – важное звено в цепи, потому что доводим продукцию до конкретного потребителя. Но кто нам помог хотя бы разумным советом? Нас стремятся только придушить. Это подтвердили последние проверки, зачастую тенденциозные, которые проводились не ради результата, а просто ради рапорта. Это привело к тому, что нелегалы на время ушли в тень, а реально пострадали те, кто стремится нормально работать. Неправда, что мы не сотрудничаем с местными птицефабриками. Но принцип тут один: мы работаем с теми, с кем выгоднее.

Небеспочвенны опасения, что продукция наших предприятий не может конкурировать с привозной из-за своей высокой себестоимости. Сказывается дороговизна доставляемых издалека кормов, да и дотаций в отличие от сибирских товаропроизводителей наши не получают. Но в марте Надеждинская птицефабрика сбрасывала отпускную цену до 13,5 рубля, но все равно реализация буксовала. При этом в рознице яйцо предлагали покупателям, как обычно, по 20-22 рубля за десяток…

Некоторым регионам удается создать механизм наибольшего благоприятствования на своем рынке для продукции местного производства. Оптовики одного из соседних регионов остерегаются везти к себе надеждинские белые яйца. Ищут коричневые, чтобы можно было «сработать» под свою птицефабрику. За производителей соседей можно порадоваться, а за потребителей? Красить-то на Пасху лучше белые яйца, цвета получаются сочнее. Простое подтверждение того, что запреты всегда выходят боком.

Эксперты говорят, что годовой потенциальный рынок яиц в Приморье составляет 500 миллионов штук. Местные птицефабрики в нынешнем году должны выйти на производство 150 миллионов яиц. Но это не значит, что для них обеспечен гарантированный рынок сбыта. Путь к столу покупателя еще нужно проложить в условиях жесткой конкуренции.

Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»