Порт Восточный примет спирт. Метиловый

Нефтехимическая промышленность Урала и Западной Сибири полностью отказывается от транспортировки своих грузов через порты Балтики и переходит на продвижение товара через порт Восточный. В феврале был введен в эксплуатацию «Восточно-Уральский терминал» для перегрузки минеральных удобрений от ОАО «Сильвинит» из Соликамска Пермской области («В» об этом подробно сообщал). А к концу года будет запущен в строй комплекс по перевалке метанола.

16 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1153 от 16 апр. 2002

Нефтехимическая промышленность Урала и Западной Сибири полностью отказывается от транспортировки своих грузов через порты Балтики и переходит на продвижение товара через порт Восточный. В феврале был введен в эксплуатацию «Восточно-Уральский терминал» для перегрузки минеральных удобрений от ОАО «Сильвинит» из Соликамска Пермской области («В» об этом подробно сообщал). А к концу года будет запущен в строй комплекс по перевалке метанола.

В настоящее время Россия не располагает собственными морскими терминалами для приема с железнодорожных цистерн, складирования и загрузки на танкера метилового спирта в промышленных объемах. Отечественные нефтехимические комбинаты до сих пор пользовались услугами портов Вентспилс в Латвии и Котка в Финляндии. Это вело к потере времени для дополнительных таможенных операций, а главное – зарубежные балтийские порты срывали большие деньги за посреднические услуги. Поэтому товар самого высокого в мире качества становился дороже и пользовался меньшим спросом, чем аналоги от иностранных производителей. Схожая ситуация складывалась и с транспортировкой метанола, когда возить его в Японию и Южную Корею приходилось вокруг Европы через Индийский и Тихий океаны. Строительство первого отечественного терминала лишает Латвию и Финляндию очередного рычага воздействия на нашу страну, а российский метанол становится более привлекательным для иностранных потребителей.

Особенно выигрывает при таком раскладе Приморье. Капитальные вложения в строительство терминала оцениваются на уровне $ 6-8 миллионов, что в свою очередь дало дополнительные заказы для местных подрядных организаций и предприятий строительной индустрии. Будут созданы новые рабочие места для 90 человек обслуживающего персонала. Восточный порт станет перерабатывать в год наливных грузов на 1 миллион тонн больше. Это рост доходов и соответственно платежей в бюджеты всех уровней.

Отдельно стоит сказать о железной дороге. Для МПС не будет лишним еще 1 миллион тонн от Томского нефтехимического завода до станции Находка-Восточная. Хотя у грузоотправителей есть опасение, что перевозчик в любой момент может взвинтить тарифы на прохождение целевых составов по Транссибу. И тогда привлекательный проект придется закрыть. Как это уже произошло с «коридором» между Юго-Восточной Азией и Западной Европой для генеральных грузов. К примеру, перевозка одного 20-футового контейнера от Пусана до Берлина по Транссибирской магистрали стоит $ 1450 при ныне действующем тарифе на самой нижней грани рентабельности для докеров, моряков и железнодорожников. Тот же самый контейнер морем через Индийский океан обходится грузоотправителю всего в $ 650. Как говорится, комментарии излишни. Однако будем надеяться на лучший расклад, как это сделали сибирские производители продукции легкой химии.

Итак, что собой будет представлять метанольный комплекс? Он располагается в самом центре Восточного у 39-го причала. Высота причальной стенки составляет 13 метров, под погрузку могут вставать теплоходы с водоизмещением до 10 тысяч тонн. На прилегающей площадке встанут восемь резервуаров для хранения в каждом 3500 кубометров метанола (это один железнодорожный состав), для четырех установлены монолитные фундаменты. Параллельно ведется подготовка к возведению здания под вспомогательное оборудование, оно, кстати, английского, французского и российского производства. Одновременно строятся железнодорожная эстакада для слива технической жидкости с цистерн и подъездные пути на несколько десятков вагонов. Кроме того, здесь же появятся насосная и другие установки для бесперебойной работы комплекса.

Отличительной особенностью нового терминала являются беспрецедентные меры безопасности производства и защиты окружающей среды. Исключены даже теоретические возможности проникновения мельчайших частиц метанола в воздух, почву или воду. Резервуары, пункты по сливу или загрузке продукции легкой химии оборудованы системой «азотной подушки». Комплекс оснастят современными установками пожаротушения (с превышением положенного норматива в 10 раз) и охлаждения. Весь процесс абсолютно герметичен, это чтобы не возникло желания попробовать спирт – прием 30 граммов жидкости внутрь приводит к полной слепоте, а промедление с первой медицинской помощью необратимо ведет к смерти. Под сливной эстакадой и резервуарным парком установлен своеобразный поддон.

Вся работа будет производиться с центрального пульта с помощью автоматизированной системы управления производством, для дополнительного контроля внедрят систему промышленного телевидения.

Японские, китайские и южнокорейские потребители напрямую заинтересованы в скорейшем вводе в строй нового терминала в порту Восточном. Они готовы хоть сейчас отказаться от метанола из Саудовской Аравии и Новой Зеландии.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»