Соприкосновение, или Пришвинские встречи

С весны прошлого года проводятся в Артеме Пришвинские чтения. Посвящены они Михаилу Пришвину, который 70 лет назад посетил Дальний Восток, в частности Артем. В мае 2001 года в центральной библиотеке им. Крупской прошла первая встреча. Был подготовлен богатейший материал о Пришвине-писателе, путешественнике, натуралисте, этнографе. Была представлена и прекрасная экспозиция пришвинской литературы. Другие встречи проходили уже в выставочном зале Артема в сопровождении выставки работ «Соприкосновение» Владимира Олейникова, одного из активных участников Пришвинских чтений.

9 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1149 от 9 апр. 2002

С весны прошлого года проводятся в Артеме Пришвинские чтения. Посвящены они Михаилу Пришвину, который 70 лет назад посетил Дальний Восток, в частности Артем. В мае 2001 года в центральной библиотеке им. Крупской прошла первая встреча. Был подготовлен богатейший материал о Пришвине-писателе, путешественнике, натуралисте, этнографе. Была представлена и прекрасная экспозиция пришвинской литературы. Другие встречи проходили уже в выставочном зале Артема в сопровождении выставки работ «Соприкосновение» Владимира Олейникова, одного из активных участников Пришвинских чтений.

Но вернемся к истории движения. Оно было названо “Дом Пришвина” и зародилось в Артеме. Инициаторами стали художник Владимир Олейников и работник АртемТЭЦ Юрий Шпилев, которого в Артеме больше знают как страстного поклонника всех муз и собирателя картин, книг артемовских авторов и других местных раритетов.

В 1931 году советский писатель-натуралист посетил наш благодатный край, щедрый на природные феномены. В Артеме Пришвин пробыл недолго - всего пару месяцев. Он остановился в местечке, где в те времена располагался зверосовхоз “Майхэ”. Жил Михаил Пришвин в доме крепкого хозяина Патюкова. Дом этот был двухэтажный и еще в 60-е годы прошлого столетия стоял целехоньким и невредимым. Это хорошо помнит, например, Владимир Олейников. Сейчас дом, увы, разрушен. Энтузиасты движения намерены установить тут мемориальную доску. А пока в марте минувшего года посадили здесь аллею молодых деревьев.

Пришвин бродил по приморской тайге, наслаждался ее неповторимостью и великолепием, напитывался нашей природой. Совершал он и поездки в отдаленные от Артема уголки, к примеру, в полупарковое звероводческое хозяйство Янковского и Бринера в Хасанском районе. Результатом посещения писателем Дальнего Востока стали его литературные произведения “Женьшень”, “Олень-цветок”, “Голубые песцы”.

Пришвинское движение сплотило вокруг себя художников, литераторов, журналистов, других представителей творческой интеллигенции Артема. Оно призвано сформировать сегодняшнее духовное пространство, соприкасающееся с событиями прошлого. Движение символизирует собой преемственность поколений, о которой уже начали забывать, и конечно же связь времен. Чем артемовцам стал так дорог Пришвин? Не только тем, что некогда посетил наш городок. В то время, когда восхваляли Сталина и созданный им тоталитарный режим, писатель находил свою свободу в общении с природой. Природа мудра, таинственна и прекрасна. Она священна, и она вечна, какие бы политические и экономические потрясения нас ни терзали. Ведь что сейчас? Крайняя политизированность общества на протяжении многих лет, чрезмерная напряженность нашего бытия, рост наркомании, разгул криминала. Казалось бы, ну до духовного ли сейчас? Тем более что былые идеалы утрачены, а новые? И невдомек иным, что без духовного-то нам и не выжить, ведь у России особенный, свой менталитет. И что есть все-таки идеалы вечные...

Вот и решили энтузиасты “выстроить” свой “Пришвинский дом”. В котором и книгам найдется место, и картинам. Выставка Владимира Олейникова тоже стала событием. Заслуженный работник культуры РФ, член санкт-петербургской Петровской академии наук и искусств, мастер акварели, равных которому, по утверждениям специалистов, нет до Урала, представил свой гимн природе. Хороши работы “Зимний день”, “Ромашки”, “Последний день июля”, “Осенние узоры”, “Чистые снега Анисимовки”, “Ветка желтых цветов”. Картины были “аккомпанементом” к звучавшим в зале стихам, в том числе и местных авторов, романсам в исполнении артемовской певицы Татьяны Линковой, песням ансамблей “Элегия”, “Ивушка” и других. Шел здесь разговор о творчестве, об искусстве, о вечном.