Производителю нужна поддержка

На днях стало известно, что с 10 апреля наша страна возобновит поставки из США мяса птицы, запрет на которые был наложен месяц назад по предписанию департамента ветеринарии Минсельхоза России.

9 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1149 от 9 апр. 2002

 На днях стало известно, что с 10 апреля наша страна возобновит поставки из США мяса птицы, запрет на которые был наложен месяц назад по предписанию департамента ветеринарии Минсельхоза России.

Средства массовой информации уделяли и продолжают уделять этому инциденту много внимания, и это не случайно.

Прохаживаясь по продовольственному рынку где-нибудь на Первой Речке Владивостока и глядя на товар и ценники, мы вряд ли задумываемся, в какие огромные суммы выливаются эти пресловутые «ножки Буша». Оборот этого бизнеса составляет миллиарды долларов, миллионы идут в карман производителей США, а соответственно - в виде налогов - и в государственную казну Соединенных Штатов. Парадоксальная получается картина - нищий российский бюджет поддерживает богатых американцев. Ведь те крохи, которые получают от государства наши пенсионеры, тратятся ими на покупку сравнительно дешевых окорочков из сытой Америки.

Почему окорочка дешевые? Этому есть несколько причин. Во-первых, сами американцы их просто не едят. Нация озабочена собственным здоровьем, зачем же ей потреблять мегатонны холестерина с добавками антибиотиков и анаболиков? Получается, «на тебе, боже, что нам не гоже». А во-вторых, производители мяса птицы в США имеют серьезную экономическую поддержку со стороны своего правительства, которое не только тратит средства на помощь фермерам, но и активно лоббирует продажу их продукции за рубежом. А что получается в России? Взять хотя бы актуальный для нашего рыбацкого края вопрос снабжения морепродукцией.

Мы живем в Приморье, на побережье великого океана, ресурсы которого неисчерпаемы, и, казалось бы, доступной рыбой должны быть обеспечены, как говорится, с лихвой. Но давайте зайдем в магазин или на продовольственный рынок. Я не беру сейчас во внимание специализированные элитные магазины с морскими деликатесами, которые не по карману подавляющему большинству нашего населения. Что может купить потребитель со средним или ниже среднего достатком? Выбор небольшой, а цены высокие.

Вряд ли в этом можно винить рыбаков. Когда-то рыбное хозяйство было мощной отраслью отечественной экономики. Люди старшего поколения помнят времена, когда целые флотилии бороздили и родные моря, и Мировой океан, суда неделями простаивали на рейде в ожидании своей очереди на сдачу рыбопродукции, в магазинах был огромный ассортимент морских яств, а ненавязчивая тогда реклама упорно призывала есть полезную рыбу. Что же изменилось, неужели рыба и морепродукты потеряли свои ценные свойства и вкус? Ничуть не бывало. Опыт тех же американцев показывает, что они с удовольствием едят рыбу, зачастую предпочитая ее мясу, не только потому, что озабочены собственным здоровьем, но и из-за ее вкусовых качеств. Про японцев, наших близких соседей, и говорить нечего. Общепризнано, что рекордная средняя продолжительность жизни жителя Страны восходящего солнца во многом обусловлена потреблением большого количества рыбы и морепродуктов.

Думается, причина нашего отставания вовсе не во вкусовых пристрастиях россиян. Просто за годы рыночных реформ во многом изменился подход руководства страны к собственному народу, к ее экономике. Некогда процветающую рыбную отрасль благополучно развалили, а новую не создали. Более того, на данный момент не только отсутствуют предпосылки к улучшению положения, но оно еще более ухудшается. Трудно сказать, происходит ли это от чиновного головотяпства или по злому умыслу.

Возьмем те же самые рыбные аукционы. Сколько о них было говорено-переговорено, писано-переписано, сколько рыбаки доказывали пагубность их введения - все напрасно. Непонятно, чем же больше руководствуются господин Герман Греф и возглавляемое им министерство экономического развития и торговли - сиюминутным желанием любым способом наполнить бюджет вопреки соображениям этого самого развития или государственным стремлением поднять с колен экономику России, избавиться от какой бы то ни было зависимости от американских или филиппинских фермеров и прочих производителей. Вот и получается, что на последнем аукционе в марте цена за право выловить одну тонну минтая доходила до 900 долларов, что сравнимо со стоимостью готового импортного мяса. Так ведь это только ПРАВО на вылов, а надо оснастить суда, обеспечить экипаж, побиться со льдами да штормами. Вот и посчитаем, во сколько обойдется рыба в родном российском порту. Но это одна, ценовая сторона, а существуют еще и другие.

Благодаря труду рыбака десятки людей на берегу обеспечиваются рабочими местами, государство с этого имеет налоги, а семьи - стабильный доход. Но самое главное, повторюсь, мы можем обеспечить свой народ высококачественными продуктами питания. Сделать это не так уж и сложно - главное, изменить политику государства по отношению к рыбакам, определиться наконец с приоритетами: зачем нужна России рыбная отрасль. Если цель - привлечение дополнительных доходов в казну в ущерб производителям, то вопросов нет, в этом отношении все делается “правильно”. Если же речь идет о насыщении внутреннего рынка доступной и качественной рыбопродукцией, о полноценном питании россиян, то такой задачи при нынешней экономической политике добиться просто невозможно. Да, сейчас компания «ТУРНИФ» практикует в ряде населенных пунктов Приморья продажу рыбопродукции по низким ценам. Но едва ли такая практика без государственной поддержки спасет положение. Не может продажная стоимость всей выловленной рыбопродукции быть ниже себестоимости, не станут рыбаки реализовывать ее себе в убыток.

Казалось бы, логика проста и понятна. Сейчас как никогда необходима поддержка российского производителя, защита внутреннего рынка. Но пока в правительстве перейдут от слов к делу, гражданам страны остается только выбирать между дешевыми американскими окорочками и дорогими отечественными продуктами.

Автор: Владимир НИКОЛАЕВ, член совета директоров рыболовецкой компании «ТУРНИФ», депутат законодательного собрания Приморья