А был ли Федя?
Когда в конце 80-х годов актер Леонид Филатов представил на суд публики свою сказку “Про Федота-стрельца, удалого молодца”, она имела грандиозный успех у публики и вскоре разошлась на поговорки. Ее ставили на театральных подмостках, и во Владивостоке кукольный театр осуществил подобную постановку.
Однако, несмотря на всенародную любовь к первоисточнику, в репертуарных планах владивостокских кинокомплексов прокат экранизации – фильма “Сказ про Федота-стрельца” - не значится. Тем не менее с середины февраля он уже появился в продаже на книжных ярмарках - на видеокассетах. Давненько российская киноиндустрия не выпускала на экраны ленту, мнения о которой были бы исключительно полярными – либо “вот кино про суть России”, либо “издевательство над чудесной сказкой Леонида Филатова”.
Фильм этот весьма необычен для современного кино: это и гротеск, и лубок, и сказка, и мюзикл, и театр – и все это одновременно. Сам режиссер Сергей Овчаров определяет жанр картины как народный балаган – вроде бы не реализм, но в то же время и не сказка. Это такая завиральная история, ярмарочная философская притча. Девизом режиссера во время работы над фильмом были слова Чехова: “Если в театре будет, как в жизни, то я лучше пойду в гости”. Как говорит сам Овчаров, “я всегда пытаюсь стремиться уходить от жизненного правдоподобия”.
Конечно, сказка сильно купирована, видоизменена, преломлена через режиссерский взгляд. Знаменитые филатовские послы, например, в фильме вообще не говорят, изображая все жестами, - этакая чаплиниана в косоворотках. В фильме много массовых сцен, особенно в финале, который, между прочим, ничего общего со сказочным не имеет. Как, впрочем, и придуманный режиссером зачин, когда на свалке нашего недалекого будущего старенький дедушка рассказывает своим внукам-мутантам сказку.
Сделать сказку всегда трудно, сниматься в философской сказке – архитрудно. В фильме много танцевальных сцен, актеры находились под неусыпным вниманием хореографа. Подбор актеров (главные роли исполнили Андрей Мягков (царь), Виктор Сухоруков (То-Чего-Не-Может-Быть), Владимир Гостюхин (генерал), Константин Воробьев (Федот) был наиболее сложной задачей, потому что каждый из них выпадал из своего амплуа и потому что режиссер искал артистов, которые могли бы петь, танцевать, двигаться, озоровать, что-то придумывать и азартно это исполнять.
“Сказ про Федота-стрельца” - это попытка соединить типично сказовую историю на хорошем русском языке (или лучше сказать – на языке Филатова) с фильмом проблемным, антиутопией. Что получилось – судить зрителям.
Автор: Подготовила Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»