Кто в доме старшой?

Коммунальщики Владивостока сдают вахту по обслуживанию городского жилья. Во Владивостоке внедряется новая система старших по дому. Коммунальщики вроде бы от чистого сердца признались, что справиться с проблемами в разваленном хозяйстве без помощи жильцов они не в силах. Правда, пока старшие по дому остаются старшими только на бумаге.

4 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1147 от 4 апр. 2002

 Коммунальщики Владивостока сдают вахту по обслуживанию городского жилья. Во Владивостоке внедряется новая система старших по дому. Коммунальщики вроде бы от чистого сердца признались, что справиться с проблемами в разваленном хозяйстве без помощи жильцов они не в силах. Правда, пока старшие по дому остаются старшими только на бумаге.

ЖЭУ под контролем

На первый взгляд, дело задумано хорошее. Как следует из документов, старшие наделены большими полномочиями: они должны следить за тем, как работают уборщицы, дворники, мусорщики, проверять, делается ли вовремя текущий ремонт, а также быть связующим звеном между жильцами и ЖЭУ – продвигать просьбы, гасить конфликты. Скандалисты в должности не удержатся – это вопрос принципиальный. Кроме того, старшие должны подписывать акты приемки ремонтных работ по восстановлению лифтов, ставить свою подпись под актами осмотра подмоченной протекающей кровлей или рассеянными соседями квартиры, фиксировать отсутствие в подъездах света и так далее.

Схема, кажется, отработана четко: старшие заполняют десятки граф в специальных листках контроля, после чего сдают их районному инспектору филиала учета работ, а тот уже передает информацию дальше. Благодаря этому управление по ЖКХ администрации Владивостока должно наконец прояснить для себя реальную картину состояния жилых домов города.

Все это сделано в том числе для того, чтобы жильцы платили только за оказанные услуги. Допустим, не метут у вас под окнами, старший делает соответствующие отметки в листах контроля, и за “грязные” дни вам делают пересчет. Кстати, его вы увидите только в платежках за апрель (до конца механизм пересчета не разработан). Система финансовым хлыстом ударит по ЖЭУ, это заставит их работать качественно.

Сначала предполагалось, что старшими по дому обязательно должны стать люди, имеющие хоть какую-то специальную подготовку в области жилищно-коммунального хозяйства. Позже решили отдать предпочтение людям неравнодушным, которые знают свои дома от и до, умеют организовать и сплотить жильцов. Чтобы мы все жили единым: то, что за порогом квартиры, - наше, а не чужое.

Первые объявления о наборе старших по дому появились в феврале. Сегодня при должности уже ходят 280 человек. Но все равно со старшими недобор: всего во Владивостоке примерно 2500 благоустроенных домов. Наверное, вы будете удивляться, но желание заняться общественной работой изъявили не только пенсионеры. Среди старших есть и предприниматели, и студенты. Работают все на общественных началах, то есть даром. Правда, через месяц каждый получит 30-процентную льготу на оплату графы содержание и текущий ремонт жилищного фонда, через три месяца льгота станет 100-процентной. По итогам работы в будущем коммунальщики обещают выдавать старшим грамоты и премии. Ностальгия...…

Пишите, Шура, пишите

Почему-то все, что на бумаге смотрится хорошо, обычно проверки жизнью не выдерживает. Увы, сработал этот принцип и здесь. Пока люди работают только для галочки в чиновничьих документах. Это стало совершенно ясно из нашего разговора со старшими по дому.

Сегодня им позволено лишь следить за санитарным состоянием своей территории и заполнять бесчисленные листки контроля. Но как верно заметила одна из старших пенсионерка Людмила Виноградова, принятая в ЖЭУ система лишения премий за грязь отлично стимулирует работу уборщиц и дворников, да и время мусорных войн давно прошло, поэтому в большинстве районов Владивостока проблем с этим нет. Зато есть масса других черных дыр. Например, на Зейской, 4, корпус 2, где живет Людмила Ивановна, днем на

9-й этаж не поднимается горячая вода, не работают батареи в подъезде, ступеньки лестниц, ведущих к дому, превратились в крошку, а во время очередного ремонта теплотрассы рабочие перекопали подъезд к дому. К двухстраничному акту старшей по дому, в котором были перечислены все проблемы панельной девятиэтажки, пока не прислушались. “Нам не разрешают заниматься тем, что нас действительно волнует. Прав у старших никаких,- рассказывает Людмила Виноградова.- Допустим, нужно обязательно контролировать работу слесарей. Ведь сегодня они творят что хотят. Ни одной работы бесплатно не выполняют, материалы приходится самим покупать, при этом за содержание и текущий ремонт мы платим год от года все больше, а результат? Только расценки у слесарей растут…...”

С Людмилой Ивановной согласен и другой общественник - предприниматель Владлен Цатурян. Владлен, соглашаясь на работу старшего по дому, предполагал, что будет заниматься конкретными проблемами, которые стоят перед их домом на Днепровской, 51, – прочисткой и заменой коммуникаций, укреплением обваленной подпорной стенки. Но к этим делам его и близко не подпускают. Приходится силы и энергию тратить на “лирику”: строчить в листках контроля да писать пожелания.

Правда, говорят, что ограничение полномочий старших по дому будет действовать только первое время. Коммунальщикам нужно присмотреться к новым людям, а тем в свою очередь освоиться в должности (некоторые сразу чувствуют, что не потянут). Да и сама система плохо обкатана. Во всей России она действует только в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.

Пусть так. Главное, чтобы коммунальщики не забыли, зачем вообще все это затеяли. Похоже, люди действительно устали от жизни в грязи и разрухе. Обидно за город и жителей – об этом говорят старшие по дому, объясняя, зачем они взвалили на себя эту нагрузку. “Все наши большие проблемы начинаются в наших подъездах, - спокойно, без тени пафоса, размышляет Владлен Цатурян. - Мы не сможем добиться порядка в стране, пока не наведем порядок у себя в доме”. Нормальная гражданская позиция.

Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, «Владивосток»