Будем больше платить или меньше ездить

На одной из пресс-конференций, которая недавно проходила в Москве, Аркадий Дворкович, заместитель министра экономического развития и торговли РФ, обмолвился, что в скором времени цены на бензин поползут вверх. Связано это в первую очередь с тем, что в России будет ликвидирован однопроцентный налог с оборота, который ежегодно приносит в казну государства 120-130 миллиардов рублей.

4 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1147 от 4 апр. 2002

На одной из пресс-конференций, которая недавно проходила в Москве, Аркадий Дворкович, заместитель министра экономического развития и торговли РФ, обмолвился, что в скором времени цены на бензин поползут вверх. Связано это в первую очередь с тем, что в России будет ликвидирован однопроцентный налог с оборота, который ежегодно приносит в казну государства 120-130 миллиардов рублей.

Взамен правительство планирует ввести налог на владельцев автотранспортных средств и (или) произвести повышение акцизов на бензин и другие нефтепродукты. Что касается первой части замены – налога на владельцев автомобилей, то произойдет его повышение на относительно дорогие иномарки. Данное повышение, по словам замминистра, может дать примерно 10-12 миллиардов рублей ежегодно. Практически всю остальную часть нужно будет покрывать за счет повышения акцизов на нефтепродукты. И речь идет о повышении не на 10-20 процентов, что соответствует инфляции. Акцизы вырастут как минимум в два раза. Повлияет ли это на цены? По подсчетам специалистов, не очень. Сейчас доля акцизов в цене – меньше 30 процентов, и поэтому даже двукратное повышение не приведет к большому скачку цен. Все расчеты показывают, что цены должны подняться не более чем на 30 процентов. В итоге, к примеру, бензин 95-й марки будет стоить не 9 рублей, а около 12, 92-й же не 8 с копейками, а 10 с половиной. Это отнюдь не социальная катастрофа, считают в правительстве, подумаешь, меньше ездить станут, зато города чище будут. Все дело в том, что последние два года цены на бензин совсем не повышались, а даже снизились. В то время как инфляция за тот же период составила примерно 60 процентов. Потому 30-процентное повышение цен на бензин абсолютно нормальное, с точки зрения общеинфляционной динамики страны. Тем более что 30-процентный барьер – это верхняя граница.

Конечно, считают умные головы, цены на бензин сдерживали общую инфляцию все эти годы, но они не могли оставаться на таком низком уровне бесконечно. Ведь продукт невыгодно производить, если только на него цена не повышается в то время, когда все кругом дорожает. Нефтяники, по сути, сейчас просто субсидируют производство бензина за счет экспортных поставок нефти. Однако и рынок страны сегодня перенасыщен бензином. Потому есть надежда, что нефтяники пойдут на дальнейшее снижение рентабельности производства бензина. В этом случае цены на бензин вырастут только на 20-25 процентов.

Кстати, низкооктановый бензин подорожает в меньшей степени. На нем повышение акцизов практически не скажется. Соответственно владельцы отечественных автомобилей в наименьшей степени испытают на себе рост цен. Здесь в полной мере проявляется отношение государственных деятелей к ввозу иномарок в Россию.

По просьбе “В” ситуацию комментирует Владимир Масловский, генеральный директор ОАО “Приморнефтепродукт”: “Что касается акцизов на нефтепродукты, так я слышал, что они увеличатся не на 30, а на 70 процентов. Естественно, это отразится на стоимости бензина, правда, пока рано говорить, в какой степени. Но, конечно, не прямым образом, то есть это не значит, что розничная цена бензина повысится на 70 процентов, но тем не менее введение акцизов будет работать на повышение цен”.