Боевое применение
Корреспонденты «В» приняли участие в учениях авиаполка Тихоокеанского управления ФПС России.
Корреспонденты «В» приняли участие в учениях авиаполка Тихоокеанского управления ФПС России.
Гул лопастей с каждой секундой усиливался. Все почувствовали легкий толчок, который означал, что вертолет оторвался от земли. Одновременно с аэродрома «Озерные Ключи» под Владивостоком в воздух поднялись еще три машины. Выстроившись «пеленгом», звено из четырех боевых «Ми–8» взяло курс на север Приморья, в район озера Ханка. Опытные пилоты, придерживаясь заданной высоты, в точности повторяли все подъемы и впадины, над которыми пролетали машины. Так начались учения авиаполка Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ.
Еще до вылета в беседе с корреспондентом «В» один из старших офицеров этого подразделения пояснил, что, по всем требованиям, вылеты «на боевое применение» полагается проводить один раз в квартал. А сейчас из-за недостатка финансов такие учения проходят максимум раз в год. 10 тонн топлива, которые необходимы для заправки вертолетов, участвующих в учениях, обошлись на этот раз в 110 тысяч рублей. А на сегодня это немалая сумма для управления. И именно поэтому в каждом из вертолетов кроме основного экипажа летели еще по нескольку офицеров, которые позже меняли основной экипаж. Кроме этого недостаток финансов сказывается и на самих вертолетах, а точнее, на запчастях. К примеру, комплект лопастей для вертолета сегодня стоит как минимум 1 миллион рублей. И поэтому очень часто приходится обновлять и ремонтировать имеющиеся, а не приобретать новые.
Но вот приблизительно через час два из четырех вертолетов, перелетев Ханку, приземлились на полигоне «Новосельский», расположенном среди болотистой местности на берегу озера. Здесь уже находилась одна машина. На ней за час до прибытия боевого звена сюда прилетели командир полка полковник Сергей Камской и старший штурман полковник Валерий Анисимов. И практическая часть учений началась.
Первым этапом учений было бомбометание.
Затем по плану была стрельба неуправляемыми авиационными ракетами «С-5». Вместе с членами экипажа и другими офицерами мы поднялись в салон вертолета, управлял которым командир полка Сергей Камской, всю афганскую войну летавший на вертолете по горным ущельям.
Позже Сергей Камской рассказал, что в тот день многие молодые летчики сдали своеобразный экзамен. Выполнив бомбометание, одни стали полноправными летчиками-штурманами. Те же, кто управлял вертолетами и вел стрельбу ракетами, получили статус командира машины. Теперь с новыми должностями они смогут командовать боевыми вертолетами и быть вторыми пилотами, причем не только на территории ТОРУ. Постоянно боевые экипажи Тихоокеанского управления отправляются в командировки на охрану границы в Чечню и Таджикистан.
Автор: Федор ГУРКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»