Гидра алкоголизма
На ликероводочном заводе автору этих строк побывать не довелось. А потому ТАКОЕ количество водки я увидела впервые: бутылки, ящики с бутылками, коробки с бутылками и пакеты с бутылками стоят на шкафах, сейфах, вдоль стен.
На ликероводочном заводе автору этих строк побывать не довелось. А потому ТАКОЕ количество водки я увидела впервые: бутылки, ящики с бутылками, коробки с бутылками и пакеты с бутылками стоят на шкафах, сейфах, вдоль стен.
И даже попытка вытянуть ноги под столом порождает лишь глухой бутылочный звон. Вся эта водка фальсифицированная и в разное время изъятая у недобросовестных продавцов и подпольных производителей.
Борьбой с преступлениями на рынке подакцизных товаров занимаются и вполне мирные сотрудники торговых инспекций, и служащие силовых министерств и ведомств. Увы, работы хватает на всех. Очень уж выгодный это бизнес – подделка алкоголя и контрабанда сигарет. Есть соответствующий отдел и в Управлении налоговой полиции по Приморскому краю. Три кабинета, которые занимают его сотрудники, и являются средоточием астрономического числа бутылок – вещественных доказательств.
Небритые оперы и продавщицы-философы
Изъятие такой водки – дело сложное. На прилавок подделку, как правило, не выставляют. Продавцы киосков, расположенных в спальных районах (обычно две - три многоэтажки там обслуживает «своя» торговая точка), хорошо знают клиентуру – квартирующих по подвалам бомжей и местных алкоголиков. Приличному человеку, возжелавшему вдруг «беленькой» за 30 рублей, такую бутылку просто не продадут.
Чтобы подтвердить факт торговли поддельной водкой, оперативники разрабатывают хитроумные операции. Но писать о них корреспонденту категорически запретили – вдруг нарушители тоже читают газеты? Самый «безобидный» способ купить фальшивку – «закосить» под бича. Для этого оперативник должен несколько дней не бриться, подыскать соответствующие лохмотья, вымазать руки и заплетающимся языком убедить продавщицу продать «чё-нить подешевле похмелиться».
Но этот способ имеет существенный минус: одной купленной бутылки недостаточно для привлечения торговцев фальсификатом к уголовной ответственности. Необходимо доказать, что подделку они продают систематически и в крупных объемах. Крупным считается три ящика. Налоговым полицейским приходится неделями ездить в один и тот же киоск и, изобретая все новые уловки, набирать необходимое количество «доказательств».
Есть и другие киоски, в которых более наглые хозяева рискуют ставить поддельную водку на витрину (ближе к ночи, когда у народа просыпается жажда). И зря, потому что налоговая полиция ночью не спит. В одном из рейдов по торговым точкам участвовала и корреспондент «В».
В принципе, изъятие - мероприятие рутинное: подсчет фальшивых бутылок да составление актов. Никакого, понимаешь, героизма. Оказывается, это только в сериале «Маросейка,12» налоговые полицейские идут на задание с автоматами, экипированные в бронежилеты и шапочки-«чеченки». Зато продавщицы оказались личностями забавными, с устоявшимися взглядами на жизнь. Свое право торговать опасной для жизни и здоровья человека водкой объясняют тем, что «нормальный человек» пить такую не станет, а алкаши да бомжи все равно будут пить дешевую дрянь. Не будет «левой» водки – перейдут на бытовую химию и тормозную жидкость. На здоровье им наплевать, а помрут – так не жалко.
Версия интересная. А может, и правда положиться на этот «естественный отбор», в результате которого на Руси выживут лишь трезвенники да язвенники?
Но как бы циничны ни были продавщицы, они, за редким исключением, только исполнители. Решение продавать «левый» товар принадлежит хозяину магазина.
Вариации на тему спирта
Руководит работой отдела Андрей Кочанов. В его кабинете собрана целая коллекция фальшивок. Пачки сигарет, к примеру, стоят парами – российского (фабричного) производства и китайский контрабандный фальсификат. Оказывается, наши ближайшие соседи подделывают не только «Винстон» и «Мальборо», но и «Золотую Яву».
Но самые почетные места отведены в коллекции ей, родимой…...
Каких только названий тут нет! Какие аннотации придумывает «производитель», дабы привлечь покупателя! Вот, например, бутылочка водки «Царёв кабак». Этикетка гласит, что сия мутная жидкость, сочащаяся из-под плохо прикатанной пробки, есть «новый сорт водки...… Изготовлена по старинным русским рецептам, отличается особой чистотой и благородством вкуса». В состав «амброзии» входит вода, сахар, лактоза, молочная кислота, ванилин. Ну, разве можно этим отравиться?
- Еще как, - говорит Андрей Кочанов. – Ведь ее делают из технических сортов спирта и обычной, водопроводной воды. Так что содержание вредных примесей и сивушных масел гарантировано. Однажды мы изъяли партию водки, где было повышенное содержание ядовитого диэтилфтолата. Люди, которые употребляют подобную продукцию, обычно знают о возможных последствиях, но в силу образа жизни и социального статуса наплевательски относятся к собственному здоровью.
Андрей Михайлович рассказал, как ему довелось пообщаться с таким пьяницей.
- Бывает, что ноги немеют или в глазах темнеет. Наутро печень отваливается, похмелье страшное. Но ничего, живой пока, – только и сказал тот.
В начале 90-х проблема «левой» водки касалась каждого употреблявшего этот продукт. Отравиться содержимым купленной в ларьке красивой бутылки мог любой. Сейчас же преступники мало ориентируются на «приличную» публику, предназначая товар тем, кто находится на самых низких ступеньках социальной лестницы. Потребители прекрасно знают, что водка фальсифицированная. Зато дешевая.
Сколько в крае производится левой водки, точно сказать не сможет никто. По словам сотрудников налоговой полиции, спирт в Приморье завозится тремя путями: по морю из США и Канады, через автопереходы из Китая и по железной дороге с Хорского (Хабаровский край) гидролизного завода. Разливом в 70 процентах случаев занимаются выходцы из республик Северного Кавказа. Иногда в качестве прикрытия они используют русских женщин, регистрируя на них сомнительные ларьки.
Мошенники научились печатать этикетки и акцизные марки, делать пробки, кольеретки и термоусадочные колпачки, что позволяет имитировать не только банальную «Столичную», но и популярные сорта известных производителей. В ход идут и выброшенные на помойку бутылки с неповрежденными этикетками – их, даже не вымыв, вновь наполняют разведенным спиртом и продают как «Арго» или «Исток». Так что, избавляясь от стеклопосуды, нелишним будет испортить ее товарный вид, хотя бы нарушив целостность этикетки.
Недавно появился новый «продукт»: дешевое пойло маскируется под лекарство или косметику, после чего уже не попадает в список подакцизной продукции. Чего стоит, например, средство косметическое «Троя», предназначенное «для ухода за жирной кожей лица»! Состав: спирт этиловый 90%, настойка биоженьшеня, настойка перца. 250 граммов (при разведении получается аккурат пол-литра) такой «перцовки» стоит на рынке от 17 до 20 рублей. А то и вовсе продают «Раствор медицинский антисептический», по сути неразведенный спирт. Оптовая цена стограммового пузырька – 10 – 12 рублей.
Как победить гидру?
Логическим завершением этих заметок должны были стать хорошие слова в адрес налоговых полицейских. Они много работают, изымают поддельный товар, закрывают подпольные водочные «заводы», возбуждают уголовные дела. Преступники несут заслуженное наказание. И это чистая правда.
Однако же корреспонденту показалось, что работа оперативников напоминает труд небезызвестного Сизифа. Посадят они какого-нибудь, допустим, Азера Гусейнова, как его место займут новые мухтары, гоги, юсупы...… Ведь корень зла, по большому счету, не в них. А в тех мужиках и тетках, которые несут последние деньги в ларек и глушат неизвестно какое горе отравленным суррогатом. А можно ли убить гидру, у которой на месте одной отрубленной головы вырастают три?
Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, «Владивосток»