Если завтра референдум
Накануне последнего заседания законодательного собрания, принявшего за основу «депутатскую» редакцию законопроекта о преобразовании муниципальных образований, редакция «В» провела свой собственный репрезентативный опрос.
Накануне последнего заседания законодательного собрания, принявшего за основу «депутатскую» редакцию законопроекта о преобразовании муниципальных образований, редакция «В» провела свой собственный репрезентативный опрос.
В ходе этого журналистского исследования моделировался «учет мнения населения» по вопросу изменения границ муниципального образования г. Арсеньев, к которому, как ожидается, будут присоединены соседние сельскохозяйственные районы. Ко второму чтению из статьи 7 законопроекта исчезла так нервировавшая многих муниципальных выборных лиц строчка об учете мнения населения, в том числе путем «социологического опроса не менее двух процентов жителей». Именно эта норма использовалась редакцией «В» при подготовке данного материала: опрошено 1069 респондентов из 49500 имеющих право на участие в референдуме жителей Арсеньева. Взят срез основных избирательных массивов: пенсионеры (их в городе около 17 тыс.), молодежь до 30 лет (около 10 тыс.), мелкие предприниматели (около 7 тыс.), заводы “Прогресс” (4000) и “Аскольд” (1400), “Тепловодоснабжение” (1200). Остальные голоса – это уличный (134) и телефонный (113) опросы.
Авиа- и машиностроители Арсеньева в принципе готовы к объединению города с прилегающими к нему районами. В частности, с Анучинским. Но если бы сегодня арсеньевцам пришлось выйти на референдум с таким вопросом, то желание прогрессовцев и аскольдовцев вряд ли сбылось.
Категорически против пенсионеры, которых здесь живет в три раза больше, чем представителей двух градообразующих предприятий, вместе взятых. А ведь это - самая активная часть электората. Еще более решительно против объединения настроены молодежь и предприниматели, представляющие собой избирательские массивы 2-го и 3-го порядка.
Таков результат мини-референдума, проведенного в Арсеньеве аналитической группой “Владивостока”. Ею были опрошены те самые “не менее 2 процентов” взрослого населения города, которые в качестве юридической нормы для принятия решения об образовании, объединении, преобразовании и упразднении муниципальных образований были заложены в проекте закона Приморского края, подготовленном в краевой администрации.
Юридический аспект – это как раз камень преткновения в «прохождении» законопроекта. И это хорошо понимают главы муниципальных образований, руководители местных представительных органов. Подавляющему большинству из них намечающееся объединение городов с районами и районов с районами светит досрочным сложением властных полномочий. А например, кавалеровский глава Сергей Плевако избран на этот пост менее года назад. Ему, попавшему в немилость краевой администрации, в случае объединения, к примеру, с Чугуевским районом, точно не видать должности мэра-назначенца. Да и с какой стати ему бы добровольно сдавать вверенный земляками пост, сказав “да” сомнительной норме в 2 процента опрошенных?
Хотя есть и осторожные формулировки позиций: надо действовать по закону... Хочу, кстати, заметить: федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления” дает на откуп субъектам федерации определение юридических способов для объединения муниципальных образований.
...Итак, газета “Владивосток” провела в Арсеньеве своеобразный референдум среди местного электората относительно объединения города и деревни. А поскольку итоги его свободны от воли заказчика, то с достаточной определенностью можно назвать его результаты объективными. Если убрать число затрудняющихся с ответом, которых около 50 процентов и которые, как правило, в итоге не ходят голосовать, то Арсеньев хочет оставаться Арсеньевом. Может, даже действительно вопреки здравому смыслу. Но таково свободное мнение граждан, которое нашей группой зафиксировано без искажений.
Как показало наше исследование, такое политическое действо, как референдум, нельзя проводить спонтанно. Ведь до половины опрошенных затруднились с ответом на вопрос. Они не владеют ситуацией, не “врубаются”, что лично им, их семье может дать изменение границ муниципального образования и смена местных властей.
В массе своей они не верят, что на этом будет сэкономлено за счет уменьшения чиновничьего аппарата. Нищий и безработный город не хочет брать к себе еще более нищую и безработную, состарившуюся деревню. И много-много еще вопросов у города. Чтобы убедить его в обратном, с ним нужно работать и работать, прежде чем задать ему единственный вопрос...
Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, «Владивосток»