Фестиваль приходит с весной

- Это первый признак стабильности, - начинает беседу Ирина Гребнева, музыковед, кандидат искусствоведения, доцент ДВГАИ, представитель газеты «Музыкальное обозрение» в Приморском крае. – Несмотря ни на какие политические перемены, 4 апреля 11-й раз подряд весна ознаменуется фестивалем классической музыки.

29 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1144 от 29 март 2002

- Это первый признак стабильности, - начинает беседу Ирина Гребнева, музыковед, кандидат искусствоведения, доцент ДВГАИ, представитель газеты «Музыкальное обозрение» в Приморском крае. – Несмотря ни на какие политические перемены, 4 апреля 11-й раз подряд весна ознаменуется фестивалем классической музыки.

- Что это такое сегодня?

- Это всегда в своем роде суперконцерт, в хорошем смысле слова стресс и для исполнителей, и для слушателей. Первые всегда стараются подготовить новые программы специально для фестиваля, вторые - в короткий срок слушают много разной музыки.

- Наших музыкантов слушатель знает, но каждый раз мы ждем чего-то неожиданного от гастрольной афиши. Увы, звезд мировой величины, таких как Владимир Ашкенази, Фридрих Липс, Владивосток уже давно не видел. Кто едет в гости на сей раз?

- «Дальневосточная весна» - единственная возможность для широкой публики познакомиться со знаменитыми исполнителями. Сегодня непросто пригласить суперзвезду. Но каждый год все же приезжает коллектив либо исполнитель из столицы. Сейчас это «Терем-квартет» из Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова. Прославленному коллективу рукоплескали в Лондоне, Париже, Берлине, Хельсинки, Флоренции и других городах Европы. Кроме того, ансамбль выступал с концертами на торжествах мирового уровня. Самобытность его в том, что классическая музыка звучит в исполнении народных инструментов.

- В афише несколько имен гостей из Азии. Это примета времени?

- Скорее логика географии. Совершенно оправдан факт присутствия на фестивале японского дирижера Сайто Икуо, корейских гостей У Кен Сик, Чи Кван Юн. Их участие в фестивале нам очень нужно еще и потому, что через них мы знакомимся с европейской школой исполнения. Поясню, сегодня азиатские страны стремятся послать на учебу свою молодежь в Европу. В итоге мы слышим европейский контекст, пропущенный через призму азиатского менталитета. Такую возможность имеет не каждый слушатель. Кроме того, претворяется идея культурного обмена. А мы знаем, что сегодня границы национальных культур становятся все более зыбкими, культура обретает мировой масштаб.

- Ирина, вы свидетель всех фестивалей, начиная с первого. Можно говорить о какой-то тенденции?

- Пожалуй. Во-первых, повторю, стабильность, постоянство, незыблемость традиций. Повторяемость дает перспективу. Ведь фестиваль классической музыки – единственное событие такого масштаба в регионе. К нам едут с Сахалина, Камчатки, из Хабаровска, Сибири. Во-вторых, отраден следующий факт: в последнее время в Приморской филармонии тщательно проводится детская линия. Абонементы, концерты, рассчитанные на юных слушателей, – разнообразны и интересны. Это позволило и в программу фестиваля вписать детскую страничку. В этом году в нем участвуют не только лауреаты международной программы «Новые имена», но и камерный оркестр и академический хор Владивостокского музыкального училища. Детские программы – невидное, на первый взгляд, дело, но очень благодарное. По сути, мы воспитываем будущего взрослого слушателя. А значит, музыкальные залы будут заполнены.