Он станет настоящей леди

Любите ли вы театр? Так, как я его люблю, - продолжит искушенный зритель фразу классика. Впрочем, дело не в любви. Не замечать этого явления в нашей такой порою разной жизни невозможно. И слава богу, здесь мы не отстаем от всего мира. Международный день театра отмечается ежегодно 27 марта с 1962 года. Он учрежден в Вене на IХ конгрессе Международного института театра при ЮНЕСКО. С тех пор 40 лет это праздник и для актеров, и для зрителей. И все же нет главнее в театре должности, чем актер, который даже в этот праздничный день не знает отдыха.

26 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1141 от 26 март 2002

Любите ли вы театр? Так, как я его люблю, - продолжит искушенный зритель фразу классика. Впрочем, дело не в любви. Не замечать этого явления в нашей такой порою разной жизни невозможно. И слава богу, здесь мы не отстаем от всего мира. Международный день театра отмечается ежегодно 27 марта с 1962 года. Он учрежден в Вене на IХ конгрессе Международного института театра при ЮНЕСКО. С тех пор 40 лет это праздник и для актеров, и для зрителей. И все же нет главнее в театре должности, чем актер, который даже в этот праздничный день не знает отдыха.

Актеру академического театра драмы им. Горького Михаилу Марченко предстоит сменить пол. И к этому моменту он готовится очень ответственно. Михаил убежден, что если мужчина наденет парик, набросит на лицо макияж, вырядится в дамское платье – получится либо карикатура на женщину, либо намек на нетрадиционную ориентацию. Чтобы этого не произошло, мужчине надо изучить психологию женщины, попытаться взглянуть на мир ее глазами.

Но - намеки в сторону. Все объясняется очень просто: академический театр готовит к постановке музыкальный спектакль «Тетка Чарлея». Помните киноверсию этой комедии - «Здравствуйте, я ваша тетя»? Так вот в основе постановки - то же самое либретто, с той же самой интригой. Добавятся, правда, новые действующие лица, будет несколько изменен сюжет. И актеру Михаилу Марченко предстоит сыграть главную роль – Бабса Баберлея, того самого удачливого неудачника, попавшего в двусмысленную ситуацию.

- Миша, вы не боитесь, что над вами будет довлеть кинообраз, созданный Александром Калягиным?

- Не думаю. Честно сказать, мне этот фильм никогда особо не нравился. И еще всегда вызывало раздражение: ну как можно, видя небритую физиономию Калягина, поверить, что пред вами – женщина.

- Какой же будет ваша тетушка Роза из Бразилии, где так много диких обезьян?

- От события к событию моя донна Роза все больше должна походить на настоящую леди. Бабс Баберлей, вынужденный изображать даму, человек увлекающийся и небесталанный. Сначала он играет по принуждению, потом по настроению. Хотелось бы в этой роли избежать примитивных штампов.

- А раньше приходилось «быть женщиной»?

- Еще в студенческие годы играл в новогодней постановке роль Бабы Яги. Не бог весть какая, а все-таки женщина. И вот еще. В сказке «Золотой ключик» у меня была роль Пьеро. В пластическом рисунке роли мне виделось что-то женственное. Этот образ несет в себе экзальтированную эмоцию, свойственную слабому полу. Этим и объяснялся такой подход к роли.

- В «Тетке Чарлея» много песен, танцев. Это музыкальный спектакль?

- Его ставит главный режиссер Хабаровского театра музыкальной комедии Юрий Тихонов, хореография Андрея Нартова. Без песен и танцев не обойтись.

Михаилу везет на участие в музыкальных постановках театра. Впрочем, это абсолютно оправдано. У него красивый, сильный голос. Можно сказать, бельканто. Фредди в «Моей прекрасной леди», Альфред в «Летучей мыши», сольные номера в «Шоу Ефима Звеняцкого», ну и конечно – «Гранд–попурри для труппы с оркестром». В нем Михаил проявляет свои вокальные возможности во всех музыкальных жанрах – оперетта, эстрада, бардовская песня, джаз.

В детстве его голос сравнивали с голосом Робертино Лоретти. Им шумно восхищались, бесконечно приглашали в концертные программы. Девчонки досаждали своим вниманием. Но Миша, видно, с детства был цельной натурой. Не заносился, не корчил из себя вундеркинда. Записался в студию по классу гитары. Начал сочинять мелодии на понравившиеся стихи. И когда подошло неизбежное время – ломки голоса, перенес его без душевных страданий. Практически в это же время Миша пришел в детскую студию при ТЮЗе…... Ни о чем другом, мечтая о будущем, кроме театра и музыки, уже не думал. Со временем и голос окреп.

- В театре сразу обратили внимание на вашу вокальную подготовку?

- По правде говоря, я не стремился активно проявить себя в этом направлении. Амплуа – штука коварная. Сегодня я иначе смотрю на многие вещи. Если ты стремишься быть занятым в репертуаре театра, рад любой работе. Находишь в каждой роли новое, интересное, дающее тебе возможность творческого роста. (В том числе в драматических ролях: Актавий в «Юлии Цезаре», Голутвин из «На всякого мудреца...…», молодой поручик в «Дамах и гусарах». – Прим. авт.)

Ничуть не изменяя театру, желая попробовать свои силы в ином качестве, Михаил создал детский театр-студию «Антре» в одной из гимназий города. Этой идеей увлекся и балетмейстер Андрей Нартов. Теперь их творческий дуэт, сложившийся в стенах академического театра, имеет весьма плодотворное продолжение и в работе с юными талантами.

Задавать Михаилу вопрос, как и где он собирается встретить Международный день театра, я сочла бессмысленным. Само собой разумеется, в стенах родного академического, скорее всего с микрофоном в руке, на сцене паркетного зала.

Автор: Татьяна БАТОВА, специально для «В»