Милицейский «психпод»
Актовый зал базы отряда милиции особого назначения УВД Приморья постепенно заполнялся. Ребята заходили и рассаживались. 1-я рота сводного отряда приморской милиции, который в ближайшее время отбудет в командировку в Чечню, собиралась на психологический тренинг. Большинство милиционеров шутили и ерничали по поводу занятий – напрасная трата времени этот «психпод»!
Актовый зал базы отряда милиции особого назначения УВД Приморья постепенно заполнялся. Ребята заходили и рассаживались. 1-я рота сводного отряда приморской милиции, который в ближайшее время отбудет в командировку в Чечню, собиралась на психологический тренинг. Большинство милиционеров шутили и ерничали по поводу занятий – напрасная трата времени этот «психпод»!
Рядом со мной - психотерапевт, старший инспектор-психолог управления кадров УВД старший лейтенант Владимир Чамбайшин. «Сразу можно определить, кто уже бывал в таких командировках», - Владимир готовит уже не первую группу к отправке в Чечню и сам побывал в горячей точке. Действительно, среди милиционеров СОМа, прибывших для подготовки во Владивосток со всего края, приглядевшись, можно выделить несколько человек. Одеты в полевую форму, на ремне охотничий нож. Подстрижены по-армейски, держатся уверенно. Некоторые из них были в горячей точке уже не раз и не два.
Но вот все собрались, и занятия начались. Самым первым было предельно простое упражнение: ребята встали в круг, и каждый просто представился. Затем, разбившись на пары, милиционеры рассказывали о себе. Потом то же самое, только вчетвером – каждый должен был рассказать о своем собеседнике. А позже начались упражнения, которые, действительно, если не знаешь, что такое психология, всерьез не воспримешь. Ну что вы, к примеру, скажете, если вас попросят поводить по залу вашего партнера, у которого будут закрыты глаза, а потом поменяться с ним местами?
- Во-первых, этот тренинг служит знакомству друг с другом и сплочению коллектива. Ведь ребята приезжают сюда со всего края, собираются из разных подразделений и встречаются впервые только здесь на подготовке. И мы должны с помощью наших приемов показать, что только вместе они смогут преодолеть разные препятствия, - так обозначил Владимир одну из задач тренинга.
И о том, что он и его напарник инспектор-психолог Роман Дранов добились своего, можно было сказать уже в конце занятий. Если в первые часы многие хихикали и халтурили, то на второй день, когда нужно было преодолеть «растяжку», милиционеры роты действовали уже не каждый за себя, а как единый коллектив. Если было трудно, помогали соседу, если нужна была идея, думали коллективно.
- Еще одна важная задача тренинга - научить ребят выходить из конфликтных ситуаций. Дело в том, что за полгода жизни в «замкнутом пространстве» воинского коллектива, а именно столько длится командировка, люди успевают друг другу порядком надоесть. И поэтому мы даем упражнения, пользуясь которыми можно избежать скандала или выйти из конфликта.
- Вы уверены, что ребята будут помнить все те приемы, которые им давали в течение двух дней?
- Они обязательно будут помнить. Об этом можно судить по опыту прошлых командировок. Возвратившись, ребята говорили, что пригодились многие моменты тренинга. С другой стороны, большая часть нашего материала остается на подсознательном уровне.
Позже я и сам, еще сомневаясь в услышанном, спросил у тех, кто уже не раз бывал в Чечне, о результатах занятий. Ответ приятно удивил: бравые парни в камуфляже уверяли, что не раз и не два эти уроки помогали им выйти из конфликта с товарищем, а порой и спасти жизнь.
- Первый раз мы проводим такой развернутый тренинг. Раньше нам выделяли всего два часа, и приходилось работать со всем отрядом. Хотя по всем канонам необходимо пять дней подготовки с группами по 12 человек, а не по 50, как это делаем мы.
За время этой подготовки ребята смогли пройти «полосу препятствий», а это очень важно. Ведь большинство сомовцев приезжают в Чечню необстрелянными. Они не могут отличить, как стреляет патрон калибра 7,62, а как 5,45. Они никогда не слышали «подствольника». А все это обязательно надо услышать, научиться отличать еще здесь. Надо услышать, как кричат во время зачисток чеченские женщины. «Полоса препятствий» психологически готовит ко всем таким деталям, дабы избежать стресса в первые дни командировки.
Очень важно и то, что в ходе тренинга мы сделали выводы о людях, которые готовятся к командировке. После подготовки мы доложим о своих наработках командованию. В нашу компетенцию не входит вычеркивать человека из списка, но мы можем не рекомендовать его отправку в командировку.
За два дня немало полезных выводов делают для себя и сами милиционеры. Они выбирают себе компаньонов, друзей, которые им понравились, подошли характерами. И это очень хорошо видно к концу занятий.
- Вы специально проводите занятия в форме игры?
- Существуют разные формы, но именно игровой тренинг позволяет человеку усваивать самый большой процент информации. Он не зацикливается на том, что его готовят. Он просто играет. И большая часть информации усваивается на подсознании. Кроме этого сама игра позволяет участнику «ловить ощущения». А ведь зачастую ощущения играют гораздо большую роль, чем слова.
- А после возвращения ребят из Чечни с ними проводится какая-то работа?
- Обязательно. Они вновь проходят психодиагностику. Врачи определяют их эмоциональный фон. Те, кому необходимо пройти какие-либо процедуры, направляются в наш центр реабилитации в районе Шаморы. Там с бойцами работают не только психологи, но и другие врачи. После этого им дается краткосрочный отпуск для восстановления.
И последнее. Одной из наших задач является помощь семьям сотрудников, находящихся в командировке в Чечне. Мы организуем доставку писем. Регулярно переправляем посылки. Пытаемся поддерживать связь с нашими подразделениями в Чечне, быть информированными о происходящих там событиях. И все это неплохо сказывается на самочувствии наших сотрудников там, в Чечне, и их родственников здесь.
P. S. Сегодня в 14.00 сводный отряд приморской милиции отправляется в долгосрочную командировку в Чеченскую республику. Проводы пройдут на железнодорожном вокзале Владивостока.
Автор: Федор ГУРКО, «Владивосток», фото пресс-центра УВД Приморья