В ожидании выкидыша

Пещерное направление, в котором уверенно движется Приморье, вырисовывается все отчетливее. Речь даже не о былых отключениях света, когда весь мир сравнивал нас с неандертальцами. Речь теперь - об отключении культуры.

26 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1141 от 26 март 2002

Пещерное направление, в котором уверенно движется Приморье, вырисовывается все отчетливее. Речь даже не о былых отключениях света, когда весь мир сравнивал нас с неандертальцами. Речь теперь - об отключении культуры.

…Происходящее на наших глазах нельзя вырывать из контекста. А он весьма показателен. Вот хроника событий последних месяцев, о которых "В" писал не раз: с огромным трудом, не вылезая из арбитражного суда, отстоял свое крохотное помещение Союз театральных деятелей (СТД); в полный рост идет процедура изгнания Союза писателей; на грани лишения помещения "завис" филиал Приморской картинной галереи на Партизанском проспекте; и, наконец, власти предержащие потребовали немедленно очистить помещение от галереи "Арт-этаж"…...

…Помпезный совет по культуре при губернаторе края может заседать так часто и продуктивно, как ему угодно, но сколько ни говори слово "халва", слаще во рту не становится…... Культуртрегеры, дорвавшиеся до власти, решительно и спокойно осуществляют свои планы...

Это ведь только предыдущие губернаторы благосклонно взирали на соседство с музами. Это ведь только посол США в России Джордж Мэттлок, потрясенный увиденным, мог подарить 'Арт-этажу' специальное выставочное оборудование….

…И только ради бога - не надо потом глубокомысленно морщить лбы и жаловаться на общее падение нравов и растущее бескультурье! Вот этого - не надо….

В ожидании выкидыша пребывает директор галереи современного искусства «Арт-этаж» Александр Городний

Так обозначил он свое состояние сам. Собственно, тема «Арт-этажа» в последнее время регулярно «звучала» в СМИ. То выставку «сдвигают» в угоду очередному коммерческому проекту, то закрывают галерею вообще. Мы вроде даже привыкли к тому, что шум раздается, а «Арт-этаж» жив…

Так что при его упоминании чиновники отмахиваются как от назойливой мухи. Но, похоже, многолетние попытки доказать власть имущим нужность галереи подошли к финалу. То есть к тому самому выкидышу.

Если обратиться к истории, то «Арт-этаж» не в первый раз оказался в плачевной ситуации. В январе этого года Городний отметил десятилетие пребывания галереи на территории «Белого дома». 10 лет назад он и его детище оказались буквально на улице.

Созданный при участии Российского фонда культуры, общественный фонд «Сотворчество» предусматривал деятельность постоянного выставочного зала. Насчет названия как-то и не спорили особо - «Арт-этаж». Выставка заняла 3-й этаж здания аккурат напротив краевой администрации, в Камерном театре драмы. Сегодня об этом напоминает лишь первый каталог галереи, на фото - выставочный зал с развешанными работами.

Но счастье было недолгим. Вскоре тогдашний директор театра Леонид Анисимов предложил очистить помещение. Нашлись причины, но дело даже не в них - Городний с 200 накопленными к тому времени единицами живописи, скульптуры и графики оказался выкинутым на мороз. Дело-то было в январе! В это время власти края готовились к форуму стран АТР и с легкостью согласились показать гостям приморское современное искусство. После выставки, которой отвели место на первом этаже «Белого дома», картины уже не «выезжали» отсюда.

Это время нельзя назвать безоблачным - вечные поиски денег, спонсоров, увязывание собственных выставочных планов с затеями краевой администрации требовали нервов. И все же столь непосредственное соседство власти и муз оставляло надежду: пусть не всегда помнят, но и не гонят. Значит, нужны. Скажем еще и об особом духе того времени. Только что открывшийся город, краевой центр, привлекал иностранцев всех мастей. По инерции ехали в империю зла. И что же? Неслыханный либерализм! Современное искусство, гонимое в советское время в принципе, не где-нибудь, а рука об руку с властью. Это ли не ветер перемен, который сулил только хорошее? Кстати, тогдашний губернатор края Владимир Кузнецов часто посещал выставки «Арт-этажа». Приходил без особой помпы (дом-то один, хоть и «Белый»), и это тоже воспринималось как некий знак бесповоротно наступившего нового времени. К слову, своим вниманием не обделял «Арт-этаж» и Евгений Наздратенко. Именно тогда галерея начала звучать не только во Владивостоке. В 1991 году с успехом прошла выставка современного искусства Владивостока в Москве. В «Арт-этаж» в свою очередь приезжали художники с мировым именем. Огромные полотна Мануэль Онодера, оформленные, к слову, по всем мировым стандартам, произвели легкий шок. Такого еще не видели. Япония, Бельгия, США, Франция...… География гостей «Арт-этажа» широка. За эти годы проведено 150 выставок.

Все это в прошлом. Пришли новые времена, а с ними и новая власть. И все повторилось с точностью до наоборот. С той лишь разницей, что формально никто никого не выгоняет. 12 марта 2002 года Александру Городнему было отправлено письмо за подписью заместителя председателя комитета по управлению государственным имуществом Приморского края Игоря Мещерякова, в котором предложено согласовать условия аренды занимаемого помещения с балансодержателем. То есть с краевой администрацией.

- Директор госучреждения «Хозяйственное управление администрации края» Юрий Соколов предложил мне заключить договор аренды на две комнаты, по сути дела офис «Арт-этажа», площадью 27 кв. м, - говорит Александр. - Выставочный зал с постоянно действующей экспозицией отбирают. Повод – ремонт первого этажа. Перспективы неизвестны. Но это нонсенс! Зачем мне офис без выставочного зала? Но даже если бы зал и оставили, ни о каких льготах по аренде речи не идет. Платить полную сумму – нереально. Ведь мы живем с продажи картин! Это никогда ни в одной стране не было бизнесом! Я пытался достучаться до власти, убедить, что галерея нужна, предлагал выставочные проекты, писал открытые письма. Но, видимо, доводы исчерпаны.

Вот, собственно, и все. Можно было бы считать происходящее частным фактом, но уж больно знакомый подход. Хотите жить в мире и согласии с нынешней краевой администрацией, платите денежки. Мы же деловые люди. Формально, наверное, правильно. Но есть же прописные истины: искусство никогда не было рентабельным. В каком бы - развитом или нет – капиталистическом обществе люди ни жили. К слову, приезжающие во Владивосток иностранные музыканты, художники, актеры, с которыми мне доводилось беседовать, честно признавались, что их государство тоже не поддерживает. Но там приняты умные законы: для меценатов и спонсоров отдельных проектов предусмотрены столь существенные льготы в налогообложении, что они сами стремятся выбрать объект, который нуждается в денежном покровителе. Кроме того, активно работают общественные фонды, их правление ежегодно решает, какие суммы и на что будут потрачены в течение года. Нет возможности полного государственного финансирования, но есть отлаженный механизм поддержки культуры и искусства. Думается, наши столь искушенные в бизнесе власти такой механизм легко могли бы продумать в отношении культурных объектов краевого центра. Кстати, грамотные действия вполне логично вписались бы в федеральную целевую программу «Культура России в 2001-2005 годах», подписанную президентом в прошлом году. Основными ее целями являются сохранение культурного потенциала и наследия страны, обеспечение единого пространства, равных возможностей доступа к культурным ценностям. Программа гарантирует поддержку государством профессионального творчества, создание условий для его развития. Но, как говорится, царь далеко…... Мало ли чего подписывает Путин. Мы-то живем здесь, в отдельно взятом царстве-государстве.

Принятое в конце прошлого года решение городской думы лишило льгот по аренде мастерских художников. Варварские расценки заставили отказаться от четырех мастерских общественный фонд «Арт-этаж». Так распорядился город. Сейчас край на коммерческую основу переводит собственно галерею. Видимо, этот шаг увенчается успехом для хозяйственников края. На одном из заседаний совета по культуре при губернаторе края Городний сказал, что галерею закрывают, надо что-то предпринимать. Никто и ухом не повел.

Недавно посетивший Владивосток чрезвычайный и полномочный посол Индии г-н Кришнан Рагхунатх предложил выставить коллекцию «Арт-этажа» в Москве в здании посольства. Только что Александр получил предложение показать свои картины в Бельгии.

– Сегодня собрано 500 единиц графики, скульптуры, живописи. Эти вещи не представляют коммерческого интереса. Коллекция – ценность для искусствоведов, она отражает самый интересный – предперестроечный период современного искусства Приморья, - говорит Городний. – Чиновники просто не в состоянии понять этого. Один из них мне сказал: что с художниками церемониться, пусть идут зарабатывать на железную дорогу.

Что тут скажешь? В 70-е годы прошлого века президент Франции Жорж Помпиду задумал культурный центр с авангардной архитектурой в квартале Бобур. Сломав чиновничье сопротивление, Помпиду сделал беспрецедентным для того времени факт поддержки культуры государством. Сегодня центр Помпиду – крупнейшее учреждение культуры в Европе и в мире. Но что нам какая-то Франция! Мы своим умом крепки…...

Р. S. Директор галереи «Арт-этаж» Александр Городний обращается с просьбой к тем, кто может и желает помочь: принять на временное хранение коллекцию галереи.