Почва из-под ног
Сегодня во Владивостоке две многоэтажки оказались под угрозой разрушения: подмыло фундаменты. Эти дома почти спасены. Однако завтра любая из наших высоток, стоящая на сопке, может стать жертвой строительной ошибки или до жути изношенных коммуникаций.
Сегодня во Владивостоке две многоэтажки оказались под угрозой разрушения: подмыло фундаменты. Эти дома почти спасены. Однако завтра любая из наших высоток, стоящая на сопке, может стать жертвой строительной ошибки или до жути изношенных коммуникаций.
Панельный пятиэтажный дом на 45 квартир по адресу: ул. Днепровская, 55 начал заваливаться на бок в результате мощного «наводнения»: после очередного отключения воды заклинило задвижку в люке, в небо взметнулся мощный фонтан, который весь ушел в подвал, – десятки тонн воды.
Сегодня один из углов дома просел почти на 15 сантиметров. По стене пошли трещины. В одну мне удалось просунуть ладонь. Как рассказал один из жильцов, по ночам слышно, как дом трещит.
- Эту пятиэтажку построили на «отлежавшемся» грунте 14 лет назад военные специалисты для своих же семей, - рассказывает Алексей Ковалевский, заслуженный строитель России, кандидат технических наук, директор научно-внедренческой фирмы «ТЭРУС», которая по заказу администрации Владивостока сейчас занимается здесь спасательными работами. - Беда в том, что подмыло фундамент. Для его укрепления нужны 11-метровые сваи, внушительный железобетонный контрфорс-подпорка – все это поможет стянуть первый этаж. А дальше мы планируем с помощью специально заведенных под фундамент через стены мощных тросов приподнять, выровнять 4-тысячетонный дом и соответственно «разгрузить» фундамент.
Такая методика существует, правда, во Владивостоке она никогда не применялась.
Вообще в отношении этого дома у нас есть еще одно кардинальное предложение – увеличить жилую площадь здания почти на 800 кв. метров, расширив стены и надстроив дополнительный мансардный этаж. Конечно, это потребует дополнительных многомиллионных капиталовложений, но к модернизации старого жилого фонда во Владивостоке все равно когда-нибудь нужно приступать. Пусть это станет первым опытом.
Жизнь показывает, что техногенный фактор, на который у властей всех уровней сегодня не находится ни внимания, ни денег, может сыграть с нами злую шутку. Наглядный пример тому – северный промышленный узел Находки, на территории которого расположены такие крупнейшие предприятия, как молокозавод, мясокомбинат, а также ряд жилых домов, «просел» почти на метр. Нарушена канализационная система. Как это аукнется в дальнейшем – можно предугадать.
Во Владивостоке, на ул. Камской, 8, аварийным стал девятиэтажный кирпичный дом индивидуальной планировки, которому исполнилось всего восемь лет. Его стены изуродованы трещинами, подвал постоянно заливает зловонными нечистотами, квартирные двери, даже железные, – перекашивает. При этом шестиэтажное крыло дома, которое возвели на основании каменной казармы еще царской постройки, стоит себе как ни в чем не бывало.
- В старые времена фундаменты во Владивостоке делали по сибирскому стандарту, углубляя их на 2,5 метра и более, современный вариант предусматривает лишь полутораметровое заложение, - заявляет второй наш эксперт по «падающим» домам во Владивостоке Алексей Стоценко, заведующий кафедрой теории сооружений ДВГТУ, доктор технических наук, профессор, член американского общества гражданских инженеров. – Но дело даже не в этом, вернее, не столько в этом.
Как заявляют специалисты, подобное может случиться в любой момент с любым другим зданием – в силу особенностей гористой застройки краевого центра, а также дикой изношенности и несовершенства жилищных коммуникаций. Городские власти серьезно подошли к возникшей проблеме. Срочно изыскиваются средства. Но хорошо бы было не доводить ситуацию до такого грустного финала.
Даже самые тщательные архитектурные и инженерные проработки, а здесь тоже бывают свои издержки, оказываются бессильными перед тем, что называется «коммуникации». Вернемся к дому на ул. Камской, 8. По оценкам специалистов, канализационные трубы здесь положили в непосредственной близости от дома, при этом они должны иметь другой, гораздо больший диаметр. Дом вместе со своими ближайшими высотными соседями «сидит» на одной ливневке. Бурлящие потоки воды после тайфунных ливней со склонов прямиком скатываются под фундамент и вымывают в глинистых слоях пустоты.
Эта проблема касается практически всех жилых домов, которые построены на сопках. Еще одна напасть – когда одна часть дома стоит на скале, а другая – на грунте. Опять же огромное количество воды уходит под землю из прохудившихся водопроводов. Известно, что во Владивостоке удельный расход воды на человека намного больше, чем в Москве. Только за сутки наш город, который почти в десять раз меньше Белокаменной, потребляет свыше 420 тысяч кубометров воды.
Перед строительством этого же дома на ул. Камской, когда стали бурить скважину, чтобы взять пробу грунта, на пятиметровой глубине обнаружили теплую воду, понятное дело, из дыры в трубе. Сколько ее утекает – никто не считает.
Сложную ситуацию на Камской,8 удалось взять под контроль. Фундамент укрепили мощной полуметровой железобетонной плитой, закачав сюда свыше 100 тонн раствора. Добурились до скалы и поставили больше десятка мощных свай, некоторые из них достигают 12 метров. Работы продолжаются.
Однако, как это ни печально, никто не застрахован от нового «пизанского» варианта во Владивостоке. Для того чтобы исключить подобную ситуацию как таковую, городским коммунальным службам необходимо срочно заняться ревизией жилого фонда. И прежде всего - систем его жизнеобеспечения. Иначе мы все можем куда-нибудь упасть. Или уплыть. Или утонуть в нечистотах.
Жилье ХХI века: это максимум спокойствия на минимуме площади
Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»
Согласитесь, сегодня даже очень обеспеченные люди не стремятся обзаводиться громадными коттеджами в виде замков. Это дорого, хлопотно, а главное, не всегда комфортно. Минимализм как архитектурный стиль, сформировавшийся во второй половине нашего столетия, очень высоко ценится в условиях слишком быстрого, перегруженного стрессами темпа жизни современного человека. «Создание для себя одновременно красивого и располагающего к отдыху пространства считается роскошью наших дней».
Так каким же оно должно быть, жилье ХХI века? Малоэтажное элитное, повышенной комфортности – для состоятельных, высотное попроще и подешевле – для социально незащищенных слоев населения, перепрофилированное с учетом современных веяний вторичное жилье, те же хрущевки – для середняков? Квартиры в кредит. Мансарды для любителей изысканного стиля и удобства. Эти и другие вопросы поднимались на очередной встрече приморских зодчих за «круглым столом» в уютно-респектабельном заведении La tratoria. Это уже становится доброй традицией: владелец ресторана сам в прошлом архитектор.
Представители Приморского отделения Союза архитекторов России и Российской академии архитектурных и строительных наук, организаторы встречи, при всем разнообразии мнений относительно проблем и перспектив жилищного строительства в одном были единодушны: в центре внимания современных зодчих должен стоять человек. Речь идет о гуманизации среды. Увы, пока это выглядит скорее декларацией, чем реальной действительностью.
Сегодня мы предлагаем лишь несколько коротких замечаний, мнений, сообщений, прозвучавших на «круглом столе».
* Основная стратегия жилищного строительства на ближайшие пять-десять лет – это не столько формирование нового жилого фонда, сколько модернизация старого. Таким образом, рост Владивостока пока будет идти без расширения границ, за счет использования внутренней территории. Здесь есть одна опасность: не пустить под плотную застройку земли, отведенные для отдыха, скверов, детских площадок.
* Самой перспективной в строительстве сейчас считается каркасная конструкция. Она помогает создать новый тип жилого дома – со свободной, гибкой трактовкой внутреннего пространства, а также тесно связать объем постройки с окружающей местностью.
* Конкурентоспособным становится вторичное жилье, его цены вышли на докризисную отметку. Особым спросом у населения пользуется малогабаритное, однокомнатное жилье площадью до 30 кв. метров.
* В краевой администрации подписан договор о тендере на жилищное строительство. Сейчас изучается спрос: сколько жилья и какого качества требуется для разных категорий населения. К слову, руководство Тихоокеанского флота намерено ежегодно строить для семей военнослужащих 400 квартир. Деньги обещает выделить федеральный бюджет.
* Что касается коттеджей, в последнее время во Владивостоке сложилась парадоксальная ситуация: на рынке недвижимости появилось много строений этого ранга, которые продаются даже по более низкой цене, чем новая городская квартира. Можно, например, приобрести коттедж площадью 90 кв. метров за 30 тысяч долларов. Секрет такого положения достаточно прост. Во-первых, многие из коттеджей, особенно первой волны, некрасивы, а значит, непрофессионально построены, во-вторых, они огромны, причем только снаружи, а внутри это зачастую множество клетушек. К тому же большие коттеджи страшно неэкономичны: возведенные в «два кирпича», они не могут сберечь тепло. И, наконец, отсутствие социальной базы тоже вставляет палки в колеса. Не случайно в районе Сахарного ключа из 70 коттеджей построено только 15.
Для сведения: в той же Англии четыре пятых населения страны живут в собственных домах, а 90 процентов американцев – в типовых.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Юрий Мальцев (фото), «Владивосток»