Франциск и Елизавета в городе нашенском

Наверное, мы действительно стали жить лучше. Но, привыкшие за постперестроечные годы к материальным трудностям, не хотим замечать, что вновь переполнены концертные залы, что у многих появилась возможность тратить деньги на удовольствия. Некоторые наши земляки даже карнавальные костюмы стали покупать. Как это делали герои Дюма, а на заре прошлого века наши соотечественники.

22 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1140 от 22 март 2002
Наверное, мы действительно стали жить лучше. Но, привыкшие за постперестроечные годы к материальным трудностям, не хотим замечать, что вновь переполнены концертные залы, что у многих появилась возможность тратить деньги на удовольствия. Некоторые наши земляки даже карнавальные костюмы стали покупать. Как это делали герои Дюма, а на заре прошлого века наши соотечественники.

У кого-то из жителей Владивостока в канун Нового года в гардеробе появился костюм Франциска I. Именно его приобрел неизвестный нам покупатель для себя, а для сынишки – костюм Ягодки. В том же магазине, торгующем театральной косметикой, можно было купить платье Елизаветы I или наряд в стиле барокко. Сшила все это великолепие Елена Ионова, учившаяся в свое время во ВГУЭС, выставлявшая свои произведения в картинной галерее, а ныне работающая в качестве портнихи. Можно, конечно, сказать, что она в одном лице воплощает модельера, конструктора, художника, закройщика… Но портной на самом деле понятие емкое и более точное.

“Мне нравятся всевозможные звуки, - говорит Лена, - например, шипение горячего утюга, когда на него попадает капля воды, или шуршание ткани под ножницами. Эту радость я ощутила еще на первом курсе. И тогда же сказала себе: “Слава богу, Лена, ты в правильном месте”. Судя по тому, что еще третьеклассницей она из двух приличных кусков дорогого японского шелка, купленного мамой для “выходного” платья, выкроила парочку нарядов для маленьких кукол, в другом месте Лена просто не могла оказаться. Она училась с величайшим удовольствием, до сих пор с благодарностью вспоминает своих педагогов – Людмилу Фалько, Татьяну Кравцову, Галину Кулибабо – и поддерживает с ними связь. Но не меньше учебы любила она танцы, пропадала на дискотеках. Потому наброски японских нарядов, сделанные в институте, были отложены в долгий ящик. До той поры, пока не родилась мысль организовать выставку графических работ, оформленных в тканевые паспарту. Ту выставку она назвала “Алиса на чужбине”, а свои работы – текстильной живописью. Шила Лена и феерические наряды для музыкальной группы “Мексиканские пчелки-убийцы”. Молодые артисты загорелись: “В таких бы костюмах “Короля Лира” играть!”

Елене Ионовой очень повезло в жизни. Потому что ее увлечение театром, историческими костюмами – продолжение (или составляющая часть) ее профессии. Она может часами читать историческую литературу, рассматривать костюмы, собранные полькой Мерцаловой в энциклопедию, подбирать в магазинах необходимую ткань. А потом, надев платье с корсетом, пытается представить, как ходила, сидела, танцевала дама той далекой эпохи. “Вы только представьте, какое облегчение почувствовали женщины, освободившись от корсетов, - говорит она. – Правда, их при этом подстерегала другая беда: стали умирать от воспаления легких, ведь после бала выбегали к каретам разгоряченные, а тончайший шелк не защищал от холода”. Она буквально кожей чувствует время. И утверждает, что это очень приятно – погружаться в чужую жизнь, в другую эпоху.

Увы, ей, как и всем нам, нужно думать о материальном. Исторические наряды – вещь неликвидная. Но Лена надеется, что проснется скоро в наших людях вкус к жизни, войдут в моду вечеринки-карнавалы, на которых современники захотят предстать в ином облике. “Конечно, - говорит она, - создать что-то совсем уж необычное чрезвычайно сложно, и никто не станет носить слишком экстравагантную вещь. Но какую радость должен испытывать художник, если ему это удалось! Тьескенс, например, вряд ли думал, что его шаровидные огромные формы кто-то пустит в изготовление. Он просто наслаждался”.

Лена Ионова, наша современница, комфортно чувствующая себя и в платье английской королевы, и в наряде барышни ХVII века, открыта для любых проектов. Она уверена, что где-то в нашем крае живут люди, которые смогут ее понять.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток»