Мартовские грабли
"Жизнь бьет ключом и все по голове". Известная нехитрая шутка вполне применима к проходящей коммунальной реформе, все прелести которой сполна успели вкусить наши сограждане. Трудно сказать, что творится в других регионах страны, а в Приморье новая система платежей внедряется в полном соответствии с бессмертной фразой Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
"Жизнь бьет ключом и все по голове". Известная нехитрая шутка вполне применима к проходящей коммунальной реформе, все прелести которой сполна успели вкусить наши сограждане. Трудно сказать, что творится в других регионах страны, а в Приморье новая система платежей внедряется в полном соответствии с бессмертной фразой Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
Сегодняшняя "Акция "В" - попытка наших корреспондентов разобраться в том, как же в действительности в городах и районах края идет коммунальная реформа.
Понять людей, которые буквально заполонили в эти дни филиалы вычислительного центра Владивостока, можно: февральские платежки с перерасчетом за коммунальные услуги, особенно графа «с учетом долга», вызвали шок, тем более что добиться каких-либо разъяснений оказалось делом архисложным.
В день нашего посещения вычислительного центра на Океанском проспекте, 70а люди занимали очередь в 6-7 часов утра, и к обеду здесь только «живых» набралось не меньше сотни. Еще большие баталии разыгрываются, когда посетитель вдруг узнает, что прежде чем выстаивать в очереди, ему необходимо было взять справку о том, что он исправно вносил квартплату до определенного периода в собственном ЖЭУ.
Не позавидуешь в данной ситуации и работникам центра: работают женщины в маленьком, не приспособленном к такому числу посетителей помещении целый день. Как правило, к тому моменту, когда квартиросъемщик попадает к специалисту, нервы у всех взвинчены до предела, и вместо того, чтобы начать совместно разбираться, что к чему, специалисты принимают на себя весь гнев горожан.
Один главный вопрос терзает в эти дни задолжавших владивостокцев: откуда ЭТО?!
Здесь, по словам начальника абонентского отдела вычислительного центра Антонины Поломоновой, есть несколько вариантов.
Платили, но не туда
Первый для тех, кто платит аккуратно и в срок. С января 1997 года бывший в то время мэром Владивостока Виктор Черепков призвал граждан оплачивать коммунальные услуги по квитанциям, поступающим из вычислительного центра, дескать, это теперь будет единственно правильным. Однако первые месяцы мало кто из горожан внял призывам экс-мэра и продолжал платить за ЖКУ в бухгалтерию жилищно-эксплуатационных организаций. Когда машина выдала распечатку всех платежей за 5 лет, у многих первые месяцы 1997 года оказались обнуленными. «Но мы же платили!» - возмущаются горожане. А вот в базе данных вычислительного центра таких сведений нет. Здесь-то и нужна справка из ЖЭУ, в которой обязаны указать ваши ежемесячные взносы за жилье и услуги. Предвижу возмущение граждан и даже разделяю негодование по поводу издевательств очередями – в ЖЭУ в эти дни тоже не продохнуть. Но иначе никак не обойтись - вам трудно будет что-либо доказать. Единственный совет – обратитесь в ЖЭУ еще до похода в вычислительный центр. Это избавит вас от лишних километражей.
Кстати, свои претензии нужно высказывать именно в ЖЭУ. Оказывается, всем эксплуатационникам дано указание передать в вычислительный центр информацию по жильцам, платившим в 1997 году по месту жительства. Поскольку сделать это в электронном виде у ЖЭУ нет технической возможности, срок, в течение которого эта работа должна быть проведена, оговорен до 31 декабря. Но до жильцов такая информация не была доведена, иначе многие спокойно бы ждали до конца года. Кстати, эксплуатационники Первомайского, Советского районов сработали вовремя и передали нам эти сведения еще в 1999 году, есть сведения и по некоторым фрунзенским ЖЭУ. В Ленинском и Первореченском же районах продолжают работать по индивидуальным обращениям граждан.
Вольный пересчет платежек
Второй вариант появления долгов у тех, кто самостоятельно разбирается с графой «содержание и ремонт жилищного фонда», равно как и делает перерасчеты по стоящему лифту или недополученной воде. Трудно обвинять людей в столь вольном обращении с платежками. Есть немало документов, оговаривающих права граждан в сфере жилищно-коммунальных отношений, которые сходятся в одном: жилец должен оплачивать только предоставленную услугу. Здесь важно доказать, что услуга эта (к примеру, не работал несколько дней лифт) вам действительно не предоставлялась.
- Если какая-либо коммунальная услуга не соответствует надлежащему качеству, жилец должен прежде всего (!) сообщить об этом в ЖЭУ, - говорит Антонина Мичиславовна. - В ЖЭУ обязаны составить акт, подтверждающий сей факт, и предоставить сведения на перерасчет к нам в центр. Если процедура проделана, то мы делаем понижение оплаты обязательно. В противном случае вычеркнутые самостоятельно графы в платежке оборачиваются задолженностью. (Кстати, если ваша жалоба действительно поступала к эксплуатационникам, запись в журнале докажет вашу правоту, даже если прошли годы.)
К сожалению, стенания жильцов по поводу разбитых подъездов не являются основанием для того, чтобы понижать плату за содержание и текущий ремонт жилищного фонда. Понятны возмущения по ремонту, но содержание – это объемная затратная статья. Здесь и коммуникации, и промывка и опрессовка систем, и другие работы, которые так или иначе проводятся, и оплатить их нужно.
Купили квартиру у неплательщиков
- Ничего не понимаю, – кипятится молодой человек, вертя в руках «долговую» платежку. - Год назад квартиру покупал, вроде бы все было чисто.
- В договоре купли-продажи есть пункт о том, что продавец передает покупателю квартиру, свободную от претензий третьих лиц, - говорит Антонина Мичиславовна. - Нужно обратить внимание, чтобы в пакете документов, предоставляемых вам продавцами, была именно наша справка о незадолженности, и никакая иная. Особенно это касается 1998-99 годов, когда ЖЭУ брало на себя ответственность заверять покупателей о «чистоте» продаваемой квартиры. Встречаются справки из ЖЭУ, утверждающие, что задолженности по квартплате у продавца нет. Но помимо квартплаты есть еще и вода, и лифты, и услуги по горячей воде и теплу.
Все выдаваемые нами справки занесены в компьютерную базу данных и отмечаются в специальном журнале. Поэтому мы легко можем определить, выдавали вам документ о незадолженности или нет. Кстати, в связи с пересчетом тарифов многим, недавно купившим квартиры, остается «приятное» наследство от старых хозяев – суммы переплат по разным графам.
- Читатели «В» спрашивают, будут ли рассылаться расшифровки платежей, как это делалось по тепловым квитанциям? Вещь это действительно полезная - во-первых, можно разобраться в своих долгах-переплатах самостоятельно, во-вторых, расшифровка необходима при обращении к юристам с целью защитить себя как потребителя.
- Делать это в масштабах всего Владивостока не планируется. Коммунальная расшифровка содержит 12 печатных листов. Все, обратившиеся к нам, распечатку получают. В некоторых случаях мы можем рассылать ее по письменной просьбе граждан. Но желательно, чтобы люди вкладывали в свои письма конверты с обратным адресом.
- Если графа «содержание и ремонт мест общего пользования» говорит о долге, а скажем, за воду и водоотведение я переплатила (сумма стоит с минусом), могу ли я уменьшить одну сумму за счет другой?
- Каждый платеж имеет своего получателя. К примеру, деньги за ремонт и содержание жилья, а также за обслуживание мусоропровода идут в жилищно-эксплуатационные предприятия. На сумму переплаты вам будут корректироваться в дальнейшем платежи именно по тем графам, где эта переплата произошла.
- Возможно, стоит делать процедуру перерасчета каждый год, тогда бы не было столь умопомрачительных очередей, да и разобраться по своим квитанциям было бы проще.
- Теперь напоминание о том, что у вас есть непроплаченные месяцы, будет появляться в квитанции ежемесячно. По теплу мы начали делать это с прошлого года. Сегодня по тепловым квитанциям практически не получаем нареканий от граждан. Со временем ситуация улучшится и по коммунальным платежам. Но неудобства первых месяцев работы, к сожалению, пережить все-таки придется.
От редакции
Вообще то, что в сфере наших жилищно-коммунальных отношений постоянно случаются какие-то катаклизмы, уже не просто настораживает - пугает.
Что же за спецы стоят у руля коммуналки, если чуть ли не каждый месяц нам чего-то пересчитывают, то отнимая, то возвращая? Почему, принимая очередное постановление о повышении тарифов, светлые умы забывают это повышение обосновать, а потом суды его отменяют, и начинается очередная чехарда в «жировках»? Где прогнозирование всех последствий таких действий, якобы направленных на благо квартиросъемщиков? Ведь мартовские грабли не первые! Это вы, уважаемые чиновники, прежде чем привести народ в состояние паники и заставлять принимать его позу оправдывающегося, должны не сходить с экранов телевизоров и со страниц газет, разъясняя, что за очередной передел назревает. И когда же наконец ответственные лица, которые не сделали то, что положено в срок, будут призваны к ответу (речь в данном случае не только о ЖЭУ, которые за 5 лет не потрудились представить информацию о тех, кто по-честному платил за коммунальные услуги. Теперь эти законопослушные граждане в очередях пожинают плоды такой «заботы»)? Из-за всех этих «почему» любая попытка чиновников привести в порядок дела в ЖКХ выглядит как очередное издевательство. Возможно, правы те, кто, закалившись в жилищно-коммунальных баталиях, решается на защиту своих попранных прав через судебные инстанции. Вот только хватит ли на это сил и времени у самых добросовестных, по статистике, плательщиков – пенсионеров, оказавшихся на старости лет в долговой яме перед вечно правым государством?
Автор: Елена МАНИНА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»