Малыш мой, слушай музыку рождения

Ровно 20 лет назад Михаил Лазарев, сегодня профессор и титулованный ученый, открыл удивительную методику оздоровления музыкой. В его систему, получившую название сонатал-педагогика, входит более тысячи специально написанных песен, исполнение которых строго связано с режимом дня беременной женщины и биоритмами плода. Прежде всего эта методика направлена на формирование здоровья ребенка. Под наблюдением специалистов-сонатологов в организме неродившегося малыша начинает происходить маленькое чудо. А само название сонатал происходит от двух латинских слов “сонанс” - звучащий и “натус” - рожденный и означает «музыка беременности и рождения».

19 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1137 от 19 март 2002

Ровно 20 лет назад Михаил Лазарев, сегодня профессор и титулованный ученый, открыл удивительную методику оздоровления музыкой. В его систему, получившую название сонатал-педагогика, входит более тысячи специально написанных песен, исполнение которых строго связано с режимом дня беременной женщины и биоритмами плода. Прежде всего эта методика направлена на формирование здоровья ребенка. Под наблюдением специалистов-сонатологов в организме неродившегося малыша начинает происходить маленькое чудо. А само название сонатал происходит от двух латинских слов “сонанс” - звучащий и “натус” - рожденный и означает «музыка беременности и рождения».

Методика профессора Лазарева, о которой он рассказывал на семинаре, прошедшем во Владивостоке, представляет собой музыкальную стимуляцию развития плода и новорожденного ребенка. Еще не родившийся малыш слушает, как поет его мама, и проходит свое самое первое в жизни обучение. Материнский голос играет роль камертона, по которому настраивается мировосприятие ребенка. Особая музыкальность всех рожденных детей даже не обсуждается – это, как шутит Михаил Львович, побочный эффект. И можете не переживать, что у вас нет слуха или голоса. Профессор Лазарев считает, что такой проблемы не бывает, неидеальный слух можно подкорректировать. Материнский голос, каким бы он ни был, всегда будет восприниматься плодом как чудесные вибрации жизни.

- Сонатал-педагогика - это действительно некое направление развития человека, где во внутриутробном периоде в него вкладываются очень важные элементы, - рассказывает Михаил Львович. - Более того, нам сегодня известен так называемый феномен Маугли - если ребенок попадает не к маме, а к волчице, он никогда уже не будет говорить. Поэтому я думаю, что потеря перинатального опыта - это навсегда потеря определенных личностных оснований, и это очень серьезно. Ведь в дородовом периоде формируется сам мозг, и чем его сформируют, таков он и будет. Он лепится физически. Даже числом нейронов, которые при рождении у большинства людей угасают из-за невостребованности. Не допустить это - одна из задач моей методики.

- Когда вы создавали эту методику, пришлось начинать с нуля?

- Думаю, что это новая педагогика. Есть ошибочное представление, что раньше все было. И говорят, что древние все знали, но это не так. Не было ведь компьютеров, да и много чего еще. У других цивилизаций, возможно, был такой опыт, но у нашей - вряд ли. Поэтому скорее всего это новая технология работы с ребенком. Я употребляю слово технология намеренно. Это некая технологическая программа, которую можно повторить в мельчайших деталях снова и снова.

Китайцы считали, что жизнь начинается с зачатия. Поэтому можно сказать, что в древней Азии уже знали, что ребенок рождается уже сразу после зачатия. Однако продуманной работы не было, даже у тех же китайцев. Они просто предлагали беременным женщинам смотреть на красивое, собираться в общинах и петь по нескольку часов. Хотя скорее всего это был просто культурный ритуал. И вряд ли он имел связь с дальнейшим развитием ребенка.

Русская и европейская психология утверждала, что в перинатальном периоде личности нет. Однако когда я защищал свою первую диссертацию по психологии, уже тогда некоторые ученые признали, что еще до рождения ребенка есть возможность начать формирование его личности. Но тогда не было технологий и программ по развитию ребенка, опирающихся на дородовый период. Как таковой не было и работы с плодом. Поэтому многие годы у меня ушли на разработку этого материала. Это не та работа с беременной женщиной, что ведется в материнской школе женской консультации. Далее, после рождения ребенка возникла проблема связи дородового опыта с послеродовым. Как яслям и садику продолжить это и не разрушить?

- Педагогический аспект вашей методики не отстает от оздоровительного.

- Я врач. И изначально не ставил педагогических целей. Главной задачей была стимуляция дыхательной функции беременной женщины, страдающей бронхиальной астмой. Потом понял, что все это можно превратить в образовательный процесс. Когда начали рождаться дети, прошедшие дородовую школу, стало ясно, что начатое необходимо продолжить в детском саду. После рождения детям, прошедшим дородовое воспитание, мы выдаем специальный сертификат. С ним мама может прийти в детский сад и сказать, что у ее ребенка колоссальный дородовый опыт, поэтому будьте любезны, не бросайте все на самотек, иначе вы просто обманете его ожидания. Постепенно пришло понимание - либо мы встраиваем эту технологию в общий контекст образования, либо она просто никому не нужна. Поэтому я написал большую дошкольную программу “Здравствуй”, где вокально-речевая тренировка ребенка становится стержневой программой в его развитии.

За эти годы методика профессора Лазарева “разбежалась” по разным городам. Их в банке данных Михаила Львовича более 140. В Набережных Челнах каждая консультация и поликлиника, каждый детский сад взяли на вооружение методику.

- Я чувствую себя ответственным за последствия, - продолжает Михаил Львович. – Не хочу синдрома папы-алиментщика. Если я придумал методику, должен продумать вопрос защищенности этой темы, подготовки специалистов, места, где это все может происходить. Поэтому мы сегодня решили создавать сонатал-центры. Они не требуют большого помещения или чего-то невероятного. Очередной центр скоро откроется в Комсомольске-на-Амуре. Надеюсь, появится такой и во Владивостоке.

- Где готовят специалистов-сонатологов?

- Сонатолог - это как минимум три разных специалиста: психолог, музыкант и врач. Пока у нас в российском центре восстановительной медицины и курортологии происходит курсовая подготовка людей из разных регионов, но это недостаточно эффективно, и нужно думать об обучении сонатологов в вузах. Я сейчас пытаюсь разработать структуру центров, чтобы не заболтать тему. Некоторые пытаются делать все на свете - они и лепят с беременными, и шьют. Надо не потерять голову. Кстати, в этом году моей методике исполняется 20 лет. В Москве мы начали некое празднование, был проведен совместный концерт наших грудных сонатальных детей с фондом Спивакова. Это было очень трогательно.

- А чем же малыши удивляли публику?

- Они пели вместе с мамами. На самом деле это очень серьезно. И мы предложили городам, где практикуется моя методика, провести такие же концерты.

Автор: Ирина ИВАНЮШИНА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»