Лакмусовая бумажка экономики
В марте 1992 года указом президента России Бориса Ельцина была создана самая молодая и самая необычная правоохранительная структура в истории нашей страны – налоговая полиция. В эти дни служба отмечает свой первый маленький юбилей – ей исполняется 10 лет. На вопросы газеты отвечает начальник Управления ФСНП России по Приморскому краю генерал-майор налоговой полиции Александр Ролик.
В марте 1992 года указом президента России Бориса Ельцина была создана самая молодая и самая необычная правоохранительная структура в истории нашей страны – налоговая полиция. В эти дни служба отмечает свой первый маленький юбилей – ей исполняется 10 лет. На вопросы газеты отвечает начальник Управления ФСНП России по Приморскому краю генерал-майор налоговой полиции Александр Ролик.
- Для чего потребовалось создавать в России такую структуру, как налоговая полиция?
- Сама жизнь подтолкнула. По сути, на пороге девяностых страна столкнулась с новым видом преступности – налоговой. В социальном плане она не менее опасна, чем общеуголовная. Ведь огромные денежные средства - а по разным оценкам, доля теневого сектора в экономике и сегодня составляет до 30 процентов общероссийского ВВП – остаются вне контроля государства, питают криминальные группировки. Все это не просто приводит к задержкам выплат пенсий, зарплат бюджетникам и прочим «видимым» социальным проблемам, но и дестабилизирует общество, служит тормозом в развитии государства и создает угрозу экономической безопасности страны. Бороться с новым видом преступности только силами налоговой инспекции невозможно. Инспекторам (а это в основном женщины) самим часто угрожали, иногда просто не пускали на предприятия. В Приморье обошлось, а в целом по стране немало примеров поджогов, грабежей инспекций, нападений и даже убийств инспекторов. Ведь за налоговыми преступлениями стоят деньги, и зачастую деньги огромные, а преступный мир действует по своим законам в любой сфере. Кстати, у налоговой преступности сразу определилась еще одна важная особенность - она использует как противоправные, так и вполне легальные схемы ухода от налогов, играя на несовершенстве законов. Кроме того, в нашем обществе исторически сложилось мнение, что обворовать государство – это в какой-то мере даже почетно и почти ничем не грозит. Эту ситуацию нужно было срочно ломать, речь действительно шла об экономической безопасности страны. И именно эта цель легла в основу нашей работы, закреплена в положении о ФСНП России.
- Откуда такое название – полиция?
- Аналога в нашей стране у такой службы до сих пор не было, но был учтен опыт других стран, с которыми ФСНП в любом случае придется взаимодействовать. Само слово «полиция» переводится с греческого как «управление государством», в большинстве стран мира в функции полиции включен общий надзор за порядком.
- Есть мнение, что налоговая полиция дублирует работу налоговых инспекций.
- Десять лет назад мы зародились как одно из подразделений Госналогслужбы России, тогда наша структура называлась управлением налоговых расследований. Но за эти годы мы сумели уйти от дублирования налоговых органов. После того как в 1995 году нам было предоставлено право следствия и полицейские получили возможность работать в законченном цикле от оперативной разработки налогонеплательщиков до возбуждения уголовных дел, их расследования и передачи в суд, в основу нашей деятельности легли именно правоохранительные методы. Мы сосредоточили свою оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность на раскрытии сложных схем уклонения от налогообложения, пресечении нарушений налогового законодательства в крупных и особо крупных размерах, и прежде всего в бюджетообразующих отраслях экономики. Жизнь показала, что это правильное направление. Так, за последние два-три года наши основные показатели, такие, как количество выявленных налоговых преступлений, расследуемых уголовных дел, суммы ущерба, возмещенного государству, возросли в среднем в три-четыре раза.
- Кстати, о результатах, с чем ваша служба подошла к первому юбилею? Что главное сделано за эти годы?
- Несмотря на то, что за свою короткую историю мы уже не раз пережили смену названий, полномочий, задач, стоящих перед нашей службой, сегодня можно с полной уверенностью сказать, что налоговая полиция заняла достойное место среди других правоохранительных структур России. По статистике, более половины экономических преступлений в нашей стране выявляется именно полицейскими. А сегодня четко определены законом наши функции. Основная из них - предупреждение и пресечение налоговых и иных экономических преступлений и правонарушений во всех сферах экономики края. Также наши сотрудники обеспечивают безопасность инспекторов во время исполнения ими служебных обязанностей. Кроме того, в соответствии с законом «О федеральных органах налоговой полиции РФ» полицейские должны выявлять и пресекать факты коррупции как среди работников инспекций МНС, так и в собственных рядах. Это весьма специфичные задачи, и для их решения у нас созданы специализированные подразделения.
Если говорить о цифрах, только за последний год следователями УФСНП по Приморскому краю рассмотрено почти тысяча материалов с признаками налоговых правонарушений. По выявленным преступлениям возбуждено 496 уголовных дел. Кстати, более четверти всех налоговых уголовных дел, расследованных в целом по Дальневосточному федеральному округу, приходится именно на Приморский край.
На что еще хочу обратить внимание? Количество уголовных дел, ежегодно возбуждаемых налоговой полицией, последние два года стабилизировалось. Но число выявленных преступлений, связанных с нанесением государству ущерба в особо крупном размере, в общей массе уголовных дел возросло почти вполовину. Это наглядно свидетельствует о том, что мы стали, образно говоря, копать глубже, вскрывать более серьезные преступления.
Так, в 2001 году в ходе расследования уголовных дел установлено, что государству причинен ущерб в виде неуплаты налогов на сумму свыше 402 млн. рублей, что в полтора раза превышает показатели 2000 года. По оконченным уголовным делам было возмещено свыше 330 млн. рублей. Это опять же на 100 процентов больше, чем в прошлом году. Но все-таки главное в нашей работе даже не то, что мы несем казне реальные деньги, а укрепление в сознании людей принципа неотвратимости наказания за совершение налогового преступления. Так, например, в конце прошлого года нами передано в суд уголовное дело в отношении руководства одного из крупнейших во Владивостоке торговых комплексов. Ситуация очень распространенная – по документам проводилась одна сумма арендных платежей, на деле - совсем другая. Как правило, в таких ситуациях люди боятся сообщать какую бы то ни было информацию официальным лицам. Но нам удалось оперативными методами, с использованием спецтехники найти и изъять черновую бухгалтерию и доказать факт сокрытия выручки и занижения налоговых платежей на сумму в 3,7 млн. рублей.
- Насколько я знаю, очень много уголовных дел полиция прекращает после того, как подсудимый все заплатит?
- За последний год количество уголовных дел, переданных управлением и местными отделами налоговой полиции Приморского края в прокуратуру и суд с обвинительным заключением, возросло вдвое. Уголовный кодекс позволяет закрывать «налоговые» уголовные дела в связи с так называемым деятельным раскаянием, то есть когда нарушитель помог следствию и полностью возместил ущерб, но руководство Федеральной службы налоговой полиции сегодня нацеливает нас на минимальное использование этой лазейки, которая является по сути узаконенным откупом от уголовного преследования за нарушение налогового законодательства. Более того, ФСНП России вышла с предложением отменить в законодательном порядке данное положение Уголовного кодекса, особенно в случаях нанесения государству ущерба в особо крупных размерах.
- Тем не менее в прессе прошла информация, что в прошлом году приморская полиция «выбила» из нерадивых налогоплательщиков полтора миллиарда рублей…
- По-моему, это крайне тревожное явление. Ситуация, когда 10 процентов налоговых сборов, больше, чем дает любая отдельно взятая отрасль экономики, обеспечивается правоохранительными методами, как вы выразились, «выбивается», это повод серьезно задуматься об уровне криминализации приморской экономики в целом. Так, например, недавно мы провели по заданию администрации Приморского края исследование факторов, влияющих на состояние налогооблагаемой базы рыбной отрасли края. Прогноз крайне негативен, возможно существенное снижение налоговых поступлений. На это отчасти повлияют природные факторы, которые мы изменить не в силах. Но в большей мере падение произойдет оттого, что после введения в действие 25-й главы Налогового кодекса рыбодобывающим предприятиям невыгодно показывать какую бы то ни было прибыль. Это уже привело к реанимации старых схем сокрытия прибыли от налогообложения и к разработке новых.
По сути налоговая полиция выступает в роли своеобразной лакмусовой бумажки. Каждая наша операция, каждый наш успех сигнализируют о серьезных проблемах в той или иной отрасли. И далеко не всегда их можно решить только правоохранительными методами. Так, например, в последние три года мы не раз на всех уровнях, включая общероссийский, поднимали проблему махинаций на рынке долговых обязательств. В Приморье это особенно актуально для ТЭКа. Крупные производители электроэнергии, уступая свои права требования долгов с дебиторов сомнительным фирмам, часто зарегистрированным на подставных лиц, практически теряют живые деньги, необходимые для ремонта и развития производственной базы, для закупки топлива. Одна из таких операций, которая могла привести к хищению более 200 млн. рублей, была сорвана оперативниками управления.
- После вступления в силу нового УПК РФ полномочия полиции еще больше расширятся, вы сможете вести расследование почти по всем экономическим статьям. Но ведь в крае есть и другие структуры, занимающиеся экономическими преступлениями?
- К сожалению, российская экономическая действительность такова, что еще очень надолго всем нам хватит работы. К примеру, в маленькой Англии, с ее вековыми традициями налогообложения и воспитанным в поколениях уважением к закону, в экономической сфере действуют сразу шесть правоохранительных структур. Реально противостоять валу экономических правонарушений можно только сообща. И достижению наших высоких результатов в немалой степени способствовало деловое взаимодействие полицейских с коллегами из прокуратуры, УФСБ, УВД, а также Управления МНС РФ по Приморскому краю и Дальневосточного таможенного комитета. Хочу также отметить поддержку и конструктивное внимание к нашей деятельности со стороны федерального инспектора аппарата полномочного представителя президента в Приморском крае, администрации края и глав муниципальных образований. А также, пользуясь случаем, хочу поздравить личный состав и ветеранов налоговой полиции с нашим профессиональным праздником, с первым маленьким юбилеем в истории нашей службы и поблагодарить их за честный, самоотверженный труд.
Автор: Наталья ФЕДУЛОВА, специально для «В»