...а погружений не больше, чем всплытий
Кошку Чику искал почти весь экипаж. Отважная зверюга, не дающая спуску корабельным крысам, на деле оказалась еще котенком: пушистым и любящим ласку. Извлеченное из бесчисленных закутков субмарины животное было сфотографировано на руках у заместителя корабля по воспитательной работе Виталия Бернацкого, после чего отправилось подкрепиться на камбуз. А наша экскурсия по дизельной подводной лодке, командует которой капитан второго ранга Валерий Иванович Мирон, началась.
Кошку Чику искал почти весь экипаж. Отважная зверюга, не дающая спуску корабельным крысам, на деле оказалась еще котенком: пушистым и любящим ласку. Извлеченное из бесчисленных закутков субмарины животное было сфотографировано на руках у заместителя корабля по воспитательной работе Виталия Бернацкого, после чего отправилось подкрепиться на камбуз. А наша экскурсия по дизельной подводной лодке, командует которой капитан второго ранга Валерий Иванович Мирон, началась.
А проходила она параллельно с подготовкой лодки к учебно-боевому выходу. Офицеры и матросы проверяли работу всех ее систем.
- В принципе наша подводная лодка, как и все остальные, находится в боевой готовности всегда, - говорит Виталий Бернацкий. - Но, поскольку время мирное, а выход в море запланированный, нам дали время проверить все еще раз. Пройдемте сюда, - открыл он ведущий куда-то вглубь люк.
Корреспондент прошел и тут же набил себе на голове шишку обо что-то, приблизительно напоминающее притолоку, после чего получил ряд наставлений, как нужно передвигаться на подлодке:
- Конструкторы экономили пространство, проходы тесные, поэтому нужно пригибаться. Молодые матросы, пару раз стукнувшись, быстро это усваивают.
Не предусмотрев широких проходов, проектировщики субмарины оборудовали ее множеством поручней, ступенек и прочих выпуклостей, на которые можно ставить ноги или хвататься за них руками. Здесь используется каждый сантиметр пространства. В кубрике, например, койки расположены в три яруса. В узком пространстве между ними во время обеда раскладывается стол. В кают-компании, где едят офицеры, стол «стационарный», но зато несет две функции: при необходимости переоборудуется в операционный. Начальник медицинской службы корабля майор Александр Валентинович Демакин показал софиты и крючки, за которые крепится специальный шатер. Несколько лет назад на этом столе, прямо в море, он успешно удалил аппендикс у матроса.
За 17 лет, что Александр Демакин служит на флоте, это был единственный экстремальный случай. Профессиональных заболеваний, свойственных именно подводникам, не припомнил. Ну, разве что у матросов, которые работают непосредственно с дизелем, бывают нагноения на коже из-за контакта с машинным маслом.
Запас пресной воды на лодках этого типа – 15 тонн на 45 суток. В целях экономии в душе и для хозяйственных целей экипаж будет использовать забортную, соленую водичку. Пресная же во время похода постоянно будет лишь на камбузе, где несут службу два кока – матрос Александр Шамов и старшина 2-й статьи Андрей Крысин. Оба парня из благодатного Краснодарского края. К приморским туманам и ветрам привыкли, но скучают по южным фруктам и наш лимонник за ягоду не считают. Оба кока профессиональные повара, из дальневосточных деликатесов готовили только кальмаров, но надеются попробовать и что-нибудь более экзотичное. Пока же Андрей помешивал в кастрюле клубничный кисель, аромат которого уже заполнил камбуз и начал потихоньку выплывать в другие помещения.
Когда субмарина находится под водой, беречь приходится не только воду, но и воздух. Никакого открытого огня и тем более курения. Даже утреннюю гимнастику здесь никто не делает: несмотря на возможность обновлять воздух, содержание кислорода на лодке немного ниже положенного, и вместо бодрости такая зарядка может дать лишь боль в мышцах.
Многие из служащих здесь офицеров – потомственные. Нашлась на подлодке даже династия: сын ее первого командира Сергея Викторовича Смирнова Никита сейчас проходит здесь практику. Никита заканчивает ТОВВМИ, и это его первый боевой выход, хотя на лодке бывал еще мальчишкой и все здесь хорошо знает. Так что выбор Никитой профессии никого из родственников и знакомых не удивил.
День подводника экипаж этой лодки встречает, как и положено, под водой, совершенствуя боевую подготовку. Дизельные подлодки еще рано списывать со счетов. Есть задачи, с которыми могут справиться только они, маневренные и вооруженные мощными торпедами.
Зато по возвращении на берег их ждут поздравления и подарки от шефов – администрации Могучинского района Читинской области. В разное время тамошние призывники попадали служить на субмарины Тихоокеанского флота. Сейчас многие из них стали большими людьми, но ностальгия по службе, погружениям, учениям и боевым выходам в море не прошла. Так в районе сложился своеобразный «клуб» бывших подводников, который и предложил главе района, Владимиру Мамаеву, взять шефство над одной из подводных лодок ТОФ. Посчастливилось дизельной, под командованием Валерия Мирона, одной из лучших субмарин соединения. Шефы уже подарили экипажу два телевизора и видеомагнитофон, подвезли пиломатериалы на ремонт казармы и ежемесячно перечисляют 5 тысяч рублей. Все деньги тратятся на экипаж, в основном на матросов-срочников. А экипаж, в свою очередь, обязался оформить в Могучинском районе клуб юных подводников. Теперь детишки из далекого забайкальского поселка, вероятно, и моря-то в живую не видевшие, тоже приобщатся к военному флоту. 10 лучших школьников района летом приедут погостить в воинскую часть, где базируется эта подлодка. А призывники Могучинского района, попавшие на флот, автоматически будут служить только здесь.
«Мы все живем на желтой субмарине», - пели в свое время Beatles. Неправда, наши подводные лодки все стального цвета. «В» поздравляет всех подводников с их праздником, и пусть количество погружений у них всегда равняется количеству всплытий!
Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, «Владивосток»