Трагедия у берегов Гонконга
Прошла неделя со дня крушения у берегов Гонконга дноуглубителя A.M.Vella с российским экипажем на борту. Поисково-спасательные работы закончены, расследование обстоятельств катастрофы продолжается. Завтра, 20 марта, в православной церкви Гонконга должны состояться панихида по погибшему в результате крушения судна электромеханику Александру Игнатову и молебен за спасение пропавших без вести моряков.
Прошла неделя со дня крушения у берегов Гонконга дноуглубителя A.M.Vella с российским экипажем на борту. Поисково-спасательные работы закончены, расследование обстоятельств катастрофы продолжается. Завтра, 20 марта, в православной церкви Гонконга должны состояться панихида по погибшему в результате крушения судна электромеханику Александру Игнатову и молебен за спасение пропавших без вести моряков.
Напомним, что трагедия произошла в ночь с 12 на 13 марта недалеко от острова Лантау в проливе Маван. В результате столкновения с сингапурским контейнеровозом Kota Hadiah гонконгская землечерпалка A.M.Vella получила огромную пробоину и в течение нескольких минут ушла на дно. Спасти удалось только семерых россиян. Тело Александра Игнатова спасатели обнаружили в четырех километрах от затонувшего судна. Пропавшими без вести считаются капитан судна Юрий Кузнецов, 2-й помощник капитана Николай Поздняк, 3-й помощник Павел Шерстюк, 2-й механик Анатолий Михайлишин и повар Герман Трофимов.
Поисково-спасательные работы велись круглосуточно и были прекращены, как нам сообщил заместитель директора находкинской крюинговой компании “Примтанко” Юрий Воронин, 14 марта в 22 часа по местному времени. Об их интенсивности говорит тот факт, что трое гонконгских водолазов пострадали от декомпрессии, причем один из них при обследовании внутренних помещений судна запутался в шлангах и был на волосок от гибели. На борту водолазного бота постоянно находились наши моряки. Прослушивание и простукивание тех помещений, куда водолазам проникнуть не удалось, показало, что живых на судне не осталось. Теперь остается только надеяться, что хоть кому-то из без вести пропавших моряков удалось добраться до берега вплавь. Говорят, такие случаи бывали. Моряки с затонувшего судна объявлялись спустя полгода после исчезновения...…
Многое, если не все, станет ясным после подъема судна со дна пролива. Затонувшая землечерпалка мешает и без того напряженному движению судов в проливе, и ее в любом случае придется вытаскивать в ближайшее время.
Информация о причинах катастрофы будет обнародована по окончании следствия. Дознание, проводившееся морским департаментом Гонконга, было закончено в четверг. Наши моряки дали показания в присутствии адвоката и генерального консула России в Гонконге.
По сообщению Юрия Воронина, семеро спасшихся моряков проживают в местной гостинице. Бытовые условия представитель «Примтанко» оценивает как комфортные. Морякам куплена одежда, предоставлена медицинская помощь и организовано нормальное питание. У всех есть возможность общаться по телефону с родственниками в России. Каждый получит компенсацию за потерю имущества и за оговоренные в контракте с судовладельцем форсмажорные обстоятельства. На родину моряки будут доставлены самолетом в ближайшее время.
Все члены экипажа погибшего судна – наши земляки, в основном находкинцы. Спасенный Геннадий Рыкованов, старпом, проживает во Владивостоке. Он 40 лет отработал в Приморском морском пароходстве и два года назад ушел на пенсию. По словам его жены Валентины Яковлевны, заключить контракт с иностранной фирмой пришлось из-за стесненных материальных обстоятельств.
Выясняется, что Геннадий Рыкованов вылетел в Гонконг 11 сентября прошлого года – в день американской трагедии. В тот же день и тем же рейсом отправился на заработки в Южно-Китайское море и электромеханик Александр Игнатов…
Большинство родственников членов экипажа A.M.Vella узнали о кораблекрушении из теле-, радио- и газетных новостей. Валентина Рыкованова почувствовала недоброе сердцем и считает, что своей любовью спасла мужа.
- В ночь с 12-го на 13-е, – рассказывает Валентина Яковлевна, - я видела очень плохой сон о муже. Проснулась и не могла найти себе места от волнения. Всю ночь читала морскую молитву. С утра стала звонить в «Примтанко», но там мне не сказали ничего определенного. И вот часов в 12 раздается телефонный звонок, я беру трубку и слышу голос Геннадия. Сказал, что случилась беда, судно затонуло, но с ним все в порядке. Скоро вернется...…
Для жителя Находки Анатолия Михайлишина это был уже второй контракт с гонконгской фирмой Viatech Engineering. По первому контракту он работал на дрейжере (дноуглубителе) Fort Langley, а в июле прошлого года перешел на дрейжер A.M.Vella. У него два сына, 15 и 10 лет. Олеся Михайлишина знает, что затонувшее судно будут поднимать, и очень надеется, что ее мужа там не окажется...
Контракты на работу в Гонконге моряки получили при посредничестве крюинговой компании «Примтанко». По словам Юрия Воронина, это кораблекрушение стало первой трагедией за 10 лет существования агентства.
Юрий Воронин сомневается, что причиной аварии могла стать ошибка членов экипажа дрейжера. По его словам, на судне работали опытнейшие профессионалы с отличным послужным списком. У капитана Юрия Кузнецова это был третий контракт с Viatech Engineerin. В Южно-Китайском море он работал с 1998 года, ему, как и остальным членам экипажа, был хорошо известен район, где велись дноуглубительные работы.
Как уже было сказано, информации о возможных причинах катастрофы пока очень мало. Говорят об отсутствии взаимопонимания между двумя капитанами (см. «В» за 15 марта), которые за несколько минут до ЧП связывались между собой по радио. В этом смысле представляется достойным внимания комментарий предыдущего капитана дрейжера Николая Цесаря.
Николай Цесарь проживает в поселке Врангель. Работал в ДВМП на земснаряде «Таманском», последние несколько лет, как и Юрий Кузнецов, ходил капитаном на двух дрейжерах, принадлежащих компании Viatech Engineering. Контракт работы Николая Цесаря на A.M.Vella закончился 6 мая 2001 года. В тот день смену принял Юрий Кузнецов.
По словам Николая Цесаря, на момент смены экипаж состоял из 22 человек. После нее он почему-то сократился до несчастливой цифры 13. Что касается двоих гонконгских китайцев, находившихся на борту судна в момент аварии, то один из них мог исполнять роль лоцмана, а второй, возможно, был представителем компании.
Дрейжер A.M.Vella был построен в 1972 году в австралийском Ньюкасле. Но преклонный возраст никак, считает бывший капитан, не сказывался на живучести корабля. Наш экипаж сам принимал судно в 1998 году в Австралии и следил за его техническим состоянием. К тому же совсем недавно корабль был на ремонте в Китае.
Мы попросили Николая Цесаря попытаться восстановить картину происшествия или хотя бы объяснить быстроту крушения дрейжера. По свидетельству спасшихся моряков, с момента столкновения до погружения на дно прошло всего полторы-две минуты.
- По моей информации, - сказал нам Николай Александрович, - они в тот момент забор грунта не производили. Судно двигалось с полным грузом, а это 3 тысячи кубов в трюме и минимальная плавучесть. Удар пришелся на район машинно-котельного отделения и жилую надстройку, образовалась огромная пробоина, и внутрь хлынули сразу сотни тонн воды. Некоторые говорят об ударе ближе к баку, но это не соответствует тому, что показали по телевидению. Нос находится на поверхности. При имеющихся там глубинах получается, что воздушный пузырь в помповом отделении удерживает нос на плаву, а машинное отделение лежит на грунте.
Бывший капитан A.M.Vella выражает уверенность, что семьи пропавших без вести моряков без помощи не останутся. В этом святом для каждого моряка деле поучаствуют многие, в первую очередь те, кто когда-либо работал на погибшем судне. Штаб помощи организован в компании «Примтанко». Не останется в стороне и российский профсоюз моряков, в котором состоит весь без исключения экипаж затонувшего судна.
Автор: Юрий БОДУХИН, «Владивосток»