Ледовый эксперимент

Сахалинскую нефть будут вывозить из приамурского порта приморскими танкерами под прикрытием дальневосточных ледоколов.

12 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1133 от 12 март 2002

Сахалинскую нефть будут вывозить из приамурского порта приморскими танкерами под прикрытием дальневосточных ледоколов.

Завершился научно-исследовательский рейс в Татарский пролив двух ледоколов ОАО «ДВМП» и танкера ОАО «ПМП», о чем «В» своевременно сообщал своим читателям. Руководители экспедиции на борту линейного ледокола «Красин» рассказали о проведенных во льдах между материком и островом опытах.

Для начала сообщим, для чего это все затевалось. По международному проекту «Сахалин-1», в ближайшие два-три года предполагается резко увеличить добычу нефти на шельфе с морских буровых установок. Причем круглый год. Загружать танкерный флот у северо-восточной части острова невозможно – здесь с декабря по май происходят серьезные подвижки льда, и никакими ледоколами прикрыть нефтеналивные суда не удастся. Поэтому вывозить нефть на экспорт надо с материка, тем более что имеется трубопровод, который тянется от Охи до Комсомольска. Он проложен мимо порта Де-Кастри. К его нефтепричалу летом и осенью швартуются под погрузку танкеры грузоподъемностью 60 тысяч тонн. Но когда «Сахалин-1» выйдет на плановую мощность, то потребуется к вывозу подавать суда грузоподъемностью 100 тысяч тонн. К 2005 году под такие танкеры будет построен выносной причал и проведены дноуглубительные работы. Американские инвесторы готовы вложить все необходимые средства.

Однако для работы Де-Кастри в круглогодичном режиме зимой и весной понадобится помощь ледоколов. На севере Тихого океана подобный флот имеют только Россия и Канада. Понятно, что работать будут ледоколы ФЕСКО, однако недоверчивые американцы в экспедицию посылали канадского арктического капитана. По итогам рейса моряк из Страны кленового листа развел руками - его экипажи не настолько профессиональны и более медлительны, чем эти русские мастера.

- Нашим ледоколам предстоит начиная с 2005 года осуществлять проводку судов в Татарском проливе,- сказал «В» начальник службы ледокольного флота ДВМП Филипп Полунин. – Подобная экспедиция была проведена впервые в истории мореплавания. Она дала ответ на главный вопрос: вывоз продукции из Де-Кастри вполне реален.

О тактике проводки одновременно двумя ледоколами по просьбе «В» рассказал капитан «Красина» Виктор Ковальчук:

- Конечно, она не традиционная, годами опробованная в морях Северного ледовитого океана. Поскольку ширина «Приморья» 44 метра, а ширина ведущего ледокола 26 метров, танкеру трудно и опасно следовать в канале за одним ледоколом. Ледоколы идут уступом, впереди лидер, за ним в 2-3 кабельтовых и чуть сбоку, от 30 до 50 метров, портовый или второй линейный. В ходе эксперимента рассматривались любые неожиданности в сценарии, потому что в реальных условиях в Татарском проливе зимой лед намерзает толщиной от 70 сантиметров да с торосами и заснеженный.

Последнее слово за или против коммерческой работы танкеров во льдах должны были сказать ученые. Возглавлял научную группу Игорь Степанов, представитель государственного НИИ Арктики и Антарктики. Он поделился с журналистом газеты своими впечатлениями:

- Парадокс: северные моря и Антарктиду мы знаем лучше, чем близлежащий Татарский пролив. Исследовались не только метео- и гидроособенности, но и возможности самого нефтеналивного судна. «Приморье» было увешано современной аппаратурой, и датчики постоянно снимали показания. Разведка ледовых полей велась из космоса со спутников и с помощью вертолета «Ка-32». Изучалось напряжение на корпус: при следовании танкера по прямой и на поворотах, на чистой воде, во льдах различной толщины. И в различных условиях, например, при аварийной остановке каравана. Зато теперь наука уверена в безопасности такого мореплавания.

Понятно, что положительные отзывы по итогам экспериментального рейса гарантированно добавляют работы для двух пароходств в крае. Но транспортировкой нефти из Де-Кастри в рамках «Сахалина-1» развитие проекта не ограничится. Через три года параллельно начнутся добыча и транспортировка газа по программе «Сахалин-2». Трубопровод проляжет через весь остров до залива Анива. В пригороде Южно-Сахалинска построят завод по выпуску сжиженного газа, порт для судов-газовозов. Экспорт газа даже более перспективный. Для возведения промышленно-транспортных мощностей понадобятся значительные силы. И Приморье могло бы предложить свои услуги. Так, как это уже сделали наши моряки.