Единый и неделимый?

Одновременно с наступлением весны в краевом центре началась структурная реформа городского управления, которую проще всего было бы считать ликвидацией районных администраций. Но простые решения подчас наиболее сложно поддаются выполнению, и инициированная Юрием Копыловым реформа не стала исключением. Упразднение районных администраций как юридических лиц (физически все службы и большая часть чиновников остаются на своих местах), по расчетам городской администрации, должно завершиться к 1 апреля. Но судебные иски в защиту муниципального образования Фрунзенский район могут несколько затянуть процесс преобразования Владивостока в единое целое.

12 март 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1133 от 12 март 2002

Одновременно с наступлением весны в краевом центре началась структурная реформа городского управления, которую проще всего было бы считать ликвидацией районных администраций. Но простые решения подчас наиболее сложно поддаются выполнению, и инициированная Юрием Копыловым реформа не стала исключением. Упразднение районных администраций как юридических лиц (физически все службы и большая часть чиновников остаются на своих местах), по расчетам городской администрации, должно завершиться к 1 апреля. Но судебные иски в защиту муниципального образования Фрунзенский район могут несколько затянуть процесс преобразования Владивостока в единое целое.

К 7 марта руководители четырех из пяти районов согласились с упразднением районных администраций, а их главы стали управляющими территориальных образований соответствующих районов. Лишь Фрунзенский район продолжает отстаивать свою самостийность в судах, и, с точки зрения юристов, у главы района Виктора Гончарова и председателя муниципального комитета Александра Спитака есть достаточно палок для просовывания в колесо городской реформы. Например, заместитель директора Юридического института д. ю. н. Сергей Князев считает, что государственная власть может принимать решения об изменении административно-территориального устройства, но не муниципального, поскольку это иная ветвь власти - местное самоуправление. Здесь не обойтись без мнения жителей района, высказанного на референдуме. Можно вспомнить также о делах давно минувших дней: упразднить юридическое лицо в системе управления может либо сама территориальная единица, либо ее учредитель, которым в данном случае является краевой исполнительный комитет, принявший решение о создании районов 1939 году.

Сторонники реформы могут вспомнить «черепковский» референдум, когда горожане поддержали идею тогдашнего мэра о Владивостоке как о едином муниципальном образовании.

С точки зрения Юрия Копылова, в городе не происходит ничего экстраординарного: жители Владивостока, посещая по своим житейским надобностям здания районных администраций, теперь будут обращаться в те же службы и стучаться в те же двери, но прежние чиновники будут отныне чиновниками городской, а не районных администраций. По мнению пресс-секретаря Копылова Татьяны Богатиковой, нет особенных проблем даже и в Фрунзенском районе, за исключением завершения срока договора аренды на здание районной администрации. Оно является федеральной собственностью в качестве исторического памятника.

Точку зрения упраздняемых звеньев управления выражает бывший заместитель главы администрации, а ныне управляющий территориальным образованием Ленинский район Владивостока Владимир Хорошев:

- Права и обязанности районных администраций как таковых стали ограничиваться уже давно.

Соцобеспечение, образование – дошкольное и школьное, культура, здравоохранение – этими аспектами мы практически не занимаемся. В администрациях районов лишь были люди, которые являлись представителями городских структур на районном уровне. К примеру, сотрудники отделов соцобеспечения не входили в структуру районной администрации, а подчинялись непосредственно городским властям. Еще в 1999 году от нас «ушли» паспортные столы, сейчас на нас не замыкаются и жилищные структуры. Таким образом, администрация района как структура управления остается не у дел уже давно. Теперь последний шаг – конкретная реорганизация системы власти. В то же время пустота, образующаяся на месте «выдавленных» районных властей, никем не заполняется. Потому на сегодняшний день налицо недовольство населения системой управления городом. Косвенных признаков этому много. Во-первых, резкое уменьшение количества жалоб от населения. Доказано, что как только жалобы перестают поступать к властям, это говорит о том, что население им не доверяет. Потеря доверия в итоге идет угрожающими темпами.

К тому же жители района могут остаться без посредников на местах. Кстати, их число уменьшится не за счет увольнения, а за счет перехода в другие подразделения и структуры. К примеру, из 104 сотрудников администрации Ленинского района останутся без работы только бухгалтерия, отделы – финансовый, архитектуры и защиты прав потребителей. С остальными поступят следующим образом – 26 из них переведены в управление территории Ленинского района, 17 представителей РОНО перейдут в систему народного образования администрации г. Владивостока, так же поступят с девятью представителями загса и шестью работниками торгового отдела. Кстати говоря, сокращение отдела по защите прав потребителей при управлении территории будет чревато определенными последствиями.

Что касается комиссий по делам несовершеннолетних, то номинально они пока еще проводятся на уровне управлений территориями, однако секретари этих комиссий уже ушли в городскую систему.

Автор: Ренат ЗАЙНУТДИНОВ, Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»