Золу ТЭЦ-2 могут принять закрытые угольные разрезы
В краевом центре существует крайне острая проблема с утилизацией золы Владивостокской ТЭЦ-2, золоприемники которой переполнены и угрожают прорывом в Уссурийский залив. Дальнейшее расширение золоотвалов требует значительных капитальных вложений и безвозвратных потерь больших площадей уникальной природы побережья Уссурийского залива. Кроме того, выделение новых площадей не решает всей проблемы складирования золы. По мере заполнения действующего золоотвала потребуются новые площади, и так до бесконечности, на весь период функционирования ТЭЦ-2, что грозит потерей всего побережья Уссурийского залива.
В краевом центре существует крайне острая проблема с утилизацией золы Владивостокской ТЭЦ-2, золоприемники которой переполнены и угрожают прорывом в Уссурийский залив. Дальнейшее расширение золоотвалов требует значительных капитальных вложений и безвозвратных потерь больших площадей уникальной природы побережья Уссурийского залива. Кроме того, выделение новых площадей не решает всей проблемы складирования золы. По мере заполнения действующего золоотвала потребуются новые площади, и так до бесконечности, на весь период функционирования ТЭЦ-2, что грозит потерей всего побережья Уссурийского залива.
Другой не менее острой проблемой является свалка мусора в бухте Горностай, наносящая огромный ущерб экологическому здоровью города. При этом перспективы закрытия и ликвидации этой свалки не предвидится.
Построенный мусоросжигательный завод закрывает далеко не все потребности города, его расширение потребует больших капитальных вложений. В просьбе владивостокской администрации о выделении площадей под могильник для бытовых отходов на территории Артема властями этого города было отказано. Кроме того, строительство и эксплуатация могильника стоит весьма немалых денег. В целом положительное решение избавления Владивостока от угрозы прорыва золы в Уссурийский залив и засорения многострадальной флоры и фауны нашего города мусором в обозримом будущем не просматривается.
Однако имеется достаточно простое технически решение этих, казалось бы, нерешаемых проблем.
В настоящее время отработан и закрыт разрез “Реттиховский”. Жители его монопоселка практически остались без работы. Имеется техкомплекс, ранее обслуживавший разрез, с ремонтными цехами и оборудованием, которое простаивает. Имеются подъездные железнодорожные пути. Объем выработанного пространства разреза составляет 110 млн. куб. м. Практически доработан угольный разрез Павловский № 1 с объемом выработанного пространства 90 млн. куб. м.
В выработанных пространствах этих разрезов, представляющих собой колоссальные котлованы, предлагается размещать золу ТЭЦ-2 и бытовые отходы Владивостока. Для утилизации золы ТЭЦ-2 на разрезе требуется построить специализированный комплекс разгрузки железнодорожных вагонов. Стоимость строительства указанного объекта с приобретением оборудования в действующих ценах составляет 29300 млн. руб. Во Владивостоке потребуется также организовать комплекс загрузки.
По укрупненным расчетам института “ДальвостНИИпроектуголь” себестоимость вывозки и укладки в выработанном пространстве разреза “Реттиховский” 1 куб. м золы составляет 36 тыс. руб.; фактическая себестоимость утилизации 1 куб. м золы для ТЭЦ-2 составляет 28 тыс. руб.
С учетом капитальных и эксплуатационных затрат на устройство нового золоотвала себестоимость оставления золы во Владивостоке достигнет уровня себестоимости вывоза золы в выработанное пространство разрезов.
Безусловно, следует доплачивать за размещение отходов на своей территории администрациям Михайловского и Черниговского районов и поселков Новошахтинского и Реттиховка. Эти затраты должны взять на себя краевой и владивостокский бюджеты. Но это относительно небольшие расходы, и если учесть, что в 36 тыс. руб. себестоимости вывоза отходов 70 процентов затрат - это стоимость железнодорожного транспорта и Владивостокское отделение ДВжд готово выполнить эту работу не за “живые” деньги, а по взаиморасчетам по налогам, то предлагаемый вариант утилизации золы ТЭЦ-2 из Владивостока является достаточно реальным.
Гораздо более сложным в технологическом и экологическом отношениях является решение вопроса утилизации по аналогичному принципу бытовых отходов города. Одна из главных проблем - многообразие видов отходов. Это и пищевые отходы, и строительный мусор, различный металл и пластмасса, а также весьма опасные отходы предприятий ВПК - и все это сваливается в одну кучу. Поэтому проблему утилизации надо начинать с наведения порядка в сборе, селекции, складировании и подготовке к погрузке в железнодорожные вагоны по видам отходов.
Вторая основная проблема - предотвращение ущерба районам складирования отходов за счет фильтрации токсичной составляющей в подземные грунтовые воды. Этого можно избежать за счет укладки в основание будущего могильника в качестве изоляции слоя глины и полиэтиленовой пленки, как это делается в цивилизованных странах, с установкой труб для отвода метана, который может образоваться при гниении отходов.
В целом в Приморском крае проблему утилизации отходов в емкостях отработанных разрезов никто серьезно не изучал. Имеется положительный мировой опыт утилизации бытовых отходов в искусственных и естественных полостях, информацию о котором без проблем можно получить через систему Internet.
Кроме того, во Владивостоке имеется мощный потенциал ученых и проектировщиков, с привлечением которого возможность положительного решения технической и экологической проблемы утилизации бытовых отходов г. Владивостока в выработанном пространстве отработанных разрезов с обеспечением гарантий недопущения ущерба экологии района размещения представляется весьма реальной.
Институт “ДальвостНИИпроектуголь” активно занимается этой проблемой и при соответствующей поддержке городской и краевой администраций готов объединить усилия ученых, проектировщиков и в кратчайшие сроки выдать технико-экономическое обоснование и экологическое решение проблемы утилизации отходов Владивостока.
Автор: Ильяз САДАРДИНОВ, генеральный директор ОАО “ДальвостНиипроектуголь”, кандидат технических наук