Осторожно: таймшер!
Лимасол, Кипр. В то время как россияне, выглядывая из окон на свои заснеженные улицы, мечтают о весне и прикидывают, как лучше провести отпуск, англичане уже прогуливаются в майках и шортах по набережным солнечного Кипра. То и дело к парам подходят молодые парни и дают им какие-то карточки. Соскребаешь номер, и - о, чудо! - оказывается, ты выиграл приз. Но за призом нужно поехать в офис и просидеть там 90 минут, выслушав презентацию.
Лимасол, Кипр. В то время как россияне, выглядывая из окон на свои заснеженные улицы, мечтают о весне и прикидывают, как лучше провести отпуск, англичане уже прогуливаются в майках и шортах по набережным солнечного Кипра. То и дело к парам подходят молодые парни и дают им какие-то карточки. Соскребаешь номер, и - о, чудо! - оказывается, ты выиграл приз. Но за призом нужно поехать в офис и просидеть там 90 минут, выслушав презентацию.
Вот здесь и начинается охота. Она называется продажей таймшера. Охотятся не только на англичан, но и на русских, которые часто оказываются очень доверчивыми и платежеспособными. Даже после многочисленных громких скандалов, связанных с продажей таймшера, многим кажется очень заманчивой идея покупки недели отпуска на одном курорте мира на 30-50 лет и обмена этой недели на такой же срок отпуска на других курортах. Таким образом можно путешествовать по всему свету, ибо в вашем распоряжении 3600 курортов в 94 странах.
Технически это выглядит так: берется квартира на курорте или в многоквартирном доме и продается 51 раз (по количеству недель в году минус одна неделя на ремонт). Если в обычной ситуации хозяин может получить за нее, к примеру, 30 тысяч долларов, то при таймшере каждый клиент платит по 10 тысяч, и стоимость ее возрастает до 510 тысяч долларов. Поэтому многие отели и курорты организовывают компании по продаже таймшера прямо на своей территории.
«Итак, Джон и Мэри (Ваня и Маша), я покажу вам сегодня, как вы можете владеть своим отпуском и проводить его за цену вдвое меньшую, чем предлагают туристические агентства», - говорит продавец-консультант. Неделю можно продать, сдать в аренду, завещать и так далее, как при владении любым имуществом. Презентация длится три-четыре часа. «Все, о чем я прошу вас, это ответить мне «да» или «нет», сегодня и только сегодня. Я даю вам слово, что независимо от вашего решения вы получите свой приз, за которым вы пришли», - увещевает продавец, называемый на профессиональном языке «рэпом».
Призом, как правило, оказывается бесплатное проживание на курорте в другой стране.
Только купите билеты. И еще одно условие: вы должны будете там посетить 90-минутную презентацию, где вам попытаются продать что? Правильно - таймшер. Появились даже туристы, прекрасно разобравшиеся в этой системе и извлекающие из нее выгоду. Они охотно ходят на презентации, чтобы получить «приз». Подумаешь, посидеть 90 минут, кивая головами и со всем соглашаясь. Зато можно бесплатно пожить на другом курорте, а потом и на третьем. Главное - не поддаться обаянию продавца и изощренным техникам убеждения.
В 90-е годы для русских, проживших десятки лет за железным занавесом, идея таймшера (timeshare - по-английски: делить время) казалась воплощением счастья. И куда бы ни поехали наши соотечественники - в Испанию, Таиланд или на Кипр, - на улицах их поджидали и до сих пор поджидают продавцы этого счастья, используя извечное человеческое искушение получить что-то бесплатно.
В Москве и в других городах России они применяют другую тактику. В больших супермаркетах стоят люди и проводят якобы статистические опросы: возраст, женаты-не женаты, где бы хотели провести отпуск и т.д. Потом звонят вам домой по телефону и говорят, что вы выиграли приз, и приглашают прийти за ним в такой-то офис. Причем приглашают не всех, а только так называемые «квалифицированные» пары, которые должны быть не младше 29 и не старше 65 лет, женаты или жить вместе больше двух лет, и иметь доход не ниже 15 тысяч долларов в год.
Клифф Гриффин, англичанин, проработавший в таймшере 14 лет, из них восемь лет с русскими, говорит, что русские, как правило, не понимают, что они купили, и не знают, как этим пользоваться.
Поэтому 70 процентов владельцев таймшера хотят его продать.
Иногда чудо случается, и клиенты действительно получают то, что им обещано. Они могут выбрать по каталогу курорт своей мечты, заказать билеты со скидкой, без проблем получить визы и отдохнуть по высшему разряду. Все это, конечно, после того, как они заплатят от 10 до 20 тысяч долларов за свою неделю и будут платить каждый год взнос от 100 до 300 долларов в зависимости от купленного сезона и размера квартиры. Компании RCI и Interval International заботятся о своей репутации и действительно предоставляют клиенту то, за что он заплатил.
Но многочисленные фирмы, продающие таймшер в разных странах и утверждающие, что они работают совместно с RCI, часто «забывают» перечислить деньги клиентов в эту организацию и, захватив чемоданы баксов, переезжают промышлять на новое место.
«Таймшер - это самый грязный бизнес на свете, - говорил Клифф автору этих строк. - Здесь крутятся миллиарды долларов и от рук мафии погибает много людей. Ты как журналистка, если напишешь книгу о таймшере, сразу разбогатеешь. Это будет бестселлер».
В Интернете много сайтов, предупреждающих туристов об опасности. Но особенно интересен сайт crimeshare.com (сrime - «преступление» по-английски), где даются описательные портреты наследивших негодяев.
«О, этот только что сел в тюрьму на 80 лет, - восклицает Клифф, заметив знакомую фамилию. - Я не знал его лично, но знал его помощника, двухметрового детину, который бейсбольной битой перешибал людям ноги. И не только врагам, клиентам тоже».
Не увидев себя в черном списке, Клифф облегченно вздохнул. Он с ноября пытается открыть на Кипре компанию по продаже таймшера, но из-за медлительности киприотов и бюрократических препон пока ничего не может сделать. Он набрал группу русских рэпов, научил их всем тонкостям искусства психологической войны против клиента, а правительство острова не дает им разрешения на работу.
И вообще местные власти, откликнувшись на многочисленные жалобы туристов, решили навести порядок. Чтобы рэпы не смогли взять клиента тепленьким («20-процентная скидка у нас только сегодня»), здесь, как в других странах Европы, теперь можно брать у клиента депозит по контракту только через 15 дней после презентации.
Поразительно, как много зависит от мастерства продавца, которого тренируют так, чтобы он смог продать снег эскимосам, преодолевая любые возражения потенциальных жертв. Рэп говорит им вкрадчиво: «Джон и Мэри (Ваня и Маша), позвольте мне догадаться, о чем вы говорили в такси, направляясь на презентацию. Вы, Джон, сказали Мэри, что никаких контрактов вы подписывать не будете, никаких депозитов оставлять не будете, просто заберете свой приз и уйдете, не так ли, Джон?» Джон уныло кивает. «Так говорят почти все. Но я прошу вас просто выслушать то, что я говорю, и держать свой ум открытым, а вдруг вам понравится то, что я расскажу». На профессиональном языке это называется «разрушить пакт». С него и начинается психологическая обработка клиентов до такой степени, что их настрой кардинально меняется и они готовы купить все, что угодно.
Мне пришлось присутствовать на семинарах по подготовке рэпов в качестве переводчика, ибо Клифф, несмотря на долгую работу с русскими, смог выучить только два слова - «деньги» и «спасибо».
Мучимая постоянным чувством дискомфорта перед воображаемыми Джоном и Мэри, я задавала себе и Клиффу много вопросов о таймшере. «Почему так дорого стоит ремонт? На те же 300 долларов можно спокойно пожить в каком-нибудь дешевом отеле целую неделю без покупки таймшера. И почему я теряю таймшер, если не заплачу за ремонт, ведь если это моя собственность, то хочу - ремонтирую, а не хочу - гори оно синим пламенем?» Каждый раз Клифф отвечал что-то довольно убедительное, но мои сомнения развеять ему так и не удалось.
К счастью, я сбежала из его конторы раньше, чем начались презентации, так что перед Джоном и Мэри, а также перед Ваней и Машей моя совесть чиста. И если я когда-нибудь напишу бестселлер о таймшере, там обязательно будет присутствовать двухметровый громила, который бейсбольной битой перешибает ноги клиентам.
Автор: Нонна ЧЕРНЯКОВА, Лимасол (Кипр), специально для «В»