Дорогая моя столица. Федерального округа
Настоящая структурная революция происходит сейчас в Приамурье. Хабаровск ощутил свою значимость столицы федерального округа и активно стал развиваться. Видимо, мнит себя этакой Москвой на Дальнем Востоке. Над городом поднялись и заблистали золотом купола церквей, дороги раздвинулись, тротуары обкладывают брусчаткой, новые мосты и путепроводы сделали проезд быстрым и удобным. Всех изменений сразу и не перечесть. Главное новшество нынешней зимы в краевом центре заключается в создании правительства Хабаровского края вместо прежней администрации, а в самом Хабаровске - замене районов на округа.
Настоящая структурная революция происходит сейчас в Приамурье. Хабаровск ощутил свою значимость столицы федерального округа и активно стал развиваться. Видимо, мнит себя этакой Москвой на Дальнем Востоке. Над городом поднялись и заблистали золотом купола церквей, дороги раздвинулись, тротуары обкладывают брусчаткой, новые мосты и путепроводы сделали проезд быстрым и удобным. Всех изменений сразу и не перечесть. Главное новшество нынешней зимы в краевом центре заключается в создании правительства Хабаровского края вместо прежней администрации, а в самом Хабаровске - замене районов на округа.
О новой жизни соседей корреспонденту «В» рассказывает председатель комитета по управлению Центральным округом Хабаровска Александр Фокин.
Справка «В»
Александр Михайлович родился и вырос на станции Ерофей Павлович, названной так в честь первопроходца Хабарова. Окончил химический факультет Иркутского университета. Работал на нефтеперерабатывающем предприятии в Комсомольске, в снабженческой организации, занимался профсоюзной деятельностью. Последние шесть лет возглавляет органы исполнительной власти Центрального района в Хабаровске.
- Идея перевода администрации края в ранг правительства давно витала в воздухе. Сейчас она обрела свое очертание. Дума утвердила закон «О правительстве Хабаровского края». Необходимо отметить, что численный состав управленческого аппарата и фонд заработной платы чиновников остался без изменений. Зато резко изменился статус подразделений и самих сотрудников. Вместо департаментов и управлений появились министерства, только наиболее значимых направлений. Они выполняют прежние функции. Но как звучат названия: министерство финансов, министерство экономического развития и т.д. Теперь руководители из Хабаровска в Москве разговаривают на равных с коллегами в правительстве России. Работа в федеральных структурах стала более эффективной и приносит больше пользы для края, чем это было ранее. Ведь отношения Москвы со многими регионами зачастую натянутые, а сейчас помощники губернатора легче находят общий язык с чиновниками за Садовым кольцом.
Губернатор Виктор Ишаев стал председателем правительства. Несколько его заместителей являются одновременно министрами ключевых министерств.
С 15 февраля в самом Хабаровске на базе пяти районов создано четыре округа. Центральный, Железнодорожный и Южный (бывший Индустриальный) округа остались в очертаниях районов. А вот Северный вобрал в себя небольшие по территории Кировский и Краснофлотский районы.
Для начала определимся: почему? Районные администрации, хотели они того или нет, несли функции муниципального образования. Это значит, что происходило перетягивание финансового одеяла на себя или, наоборот, нежелание выполнять черновую работу. И конечно, по многим направлениям подразделения города и районов дублировали друг друга, больше было чиновников, которые выполняли одни и те же обязанности и которым нужно было платить заработную плату. Несколько раньше были упразднены в районах законодательные органы. В последние годы районные администрации превратились в нечто среднее между подчиненными структурами муниципалитета и самостоятельными, дееспособными, независимыми органами управления прежних времен. Так долго продолжаться не могло. Благо, хоть руководители города и районов находили общий язык для пользы дела, а не враждовали между собой. Тем не менее в городе были один большой и пять маленьких мэров. Создание округов помогло устранить большую часть перекосов и недоразумений. К тому же они не противоречили законам о муниципальной службе, о местном самоуправлении, а наоборот, соответствовали им.
Конечно, в Хабаровске не было той открытой вражды, как это было в Приморье, где противостояли администрации края и города, города и районов. В Приамурье очень многое держалось на авторитете губернатора, на понимании руководителей ниже рангом. К тому же реорганизация имела значительно больше сторонников, чем противников. Ее одобрило в основном население краевого центра. Видимо, кому-то из бывших глав районных администраций не нравились те или иные решения при создании округов, что-то хотелось подправить, но они люди дисциплинированные, а потому подчинились. Ведь в конечном счете это все на пользу Хабаровску и его жителям.
Конечно, районы лишились самостоятельности. Нынешние округа теперь не могут формировать резервный фонд, планировать мероприятия по благоустройству территорий, жилищно-коммунальному хозяйству и т. д. Социальные или коммунальные работы не исчезли. Изменился источник их финансирования. Полностью переведено на обслуживание из городского бюджета оказание помощи ветеранам и малоимущим, финансирование образования, культуры, здравоохранения. Точно так же за счет города ведутся ремонт дорог, уборка улиц и подъездов, посадка деревьев. Одновременно в муниципалитет переведены все собственные доходы Центрального района, а также функции распределения ведомственного и резервного жилья. То есть у окружной власти вообще не осталось каких-либо дополнительных рычагов воздействия на текущую обстановку или оперативное изменение ситуации.
Кстати, часть подразделений по ведомствам перешла собственно в муниципалитет. Если до реформы в администрации Центрального района трудилось 152 человека, то после перемен в штате комитета осталось 110 сотрудников. Однако все изменения произведены малой кровью, просто так никого не уволили. Вот в Северном округе председателем комитета по управлению стал руководитель «со стороны», главам администраций Кировского и Краснофлотского района были предложены другие должности, видимо, здесь кое у кого обида осталась.
В настоящее время четко выстроена вертикаль власти. В одних руках сосредоточены сбор денег и распределение средств. А это значит, что уже нет распыления финансов. Жители районов Хабаровска уже ощущают нововведения. Хотя особо и не обращают внимания на реформу в городе, да и в крае. Поскольку власть не замечают, значит, она работает нормально.
И последнее. Создание округов (как системы управления) не уничтожило районы. Формально они существуют как территории (географические и исторические). Все федеральные структуры сохранились – налоговые инспекции, пенсионные, социального и медицинского страхования, другие службы, которые по цепочке замыкаются на Москву. Так же, как и подразделения краевого подчинения – милиция, пожарная и вневедомственная охрана.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»