Пробно-пробивной рейс

Сегодня-завтра из Владивостока в экспериментальный рейс отправится линейный ледокол «Красин» Дальневосточного морского пароходства. Возле южной оконечности Сахалина к нему присоединится портовый ледокол «Магадан» ФЕСКО, который в настоящее время обеспечивает безопасность работ в ледовых полях у восточной кромки острова на нефтедобывающей платформе. Вместе они возьмут для проводки по Татарскому проливу до порта Де-Кастри самый крупный танкер ПМП грузоподъемностью 100 тысяч тонн.

19 февр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1123 от 19 февр. 2002

 Сегодня-завтра из Владивостока в экспериментальный рейс отправится линейный ледокол «Красин» Дальневосточного морского пароходства. Возле южной оконечности Сахалина к нему присоединится портовый ледокол «Магадан» ФЕСКО, который в настоящее время обеспечивает безопасность работ в ледовых полях у восточной кромки острова на нефтедобывающей платформе. Вместе они возьмут для проводки по Татарскому проливу до порта Де-Кастри самый крупный танкер ПМП грузоподъемностью 100 тысяч тонн.

Подобных проектов в истории мореплавания еще не было, рассказал «В» заместитель генерального директора ОАО «ДВМП» Анатолий Сидоренко. Зимой северная часть Татарского пролива всегда плотно забита льдами, и к весне они дрейфуют на юг вплоть до траверза Советской Гавани. Даже нефтеналивные суда усиленного ледового класса старой постройки, а они не самые большие по водоизмещению, не рискуют проходить с грузом топлива в тех местах с декабря по апрель-май. Что уж говорить о современных «стотысячниках», которые в отличие от своих предшественников могут работать только в открытых водах. Танкер «Приморье», привлеченный к экспериментальному рейсу, имеет двойные борта и двойное дно. Но это средство защиты от разлива нефтепродуктов в случае непредвиденных обстоятельств. Естественно, что судно не может работать среди льдов толщиной от 60 до 80 сантиметров.

Поскольку ширина «Приморья» 45 метров, то для проводки необходимо задействовать два линейных ледокола, каждый из которых шириной по 31 метру. В нашем случае можно остановиться на «Красине» и «Магадане». Тем более что второй линейщик ДВМП - «Адмирал Макаров» в настоящее время активно задействован в Охотском море, где постоянно проводит караваны торговых и рыбацких судов до порта Магадан и обратно (до кромки льда это более 150 миль).

Почему нынешний рейс пройдет до портопункта Де-Кастри? В этом месте на побережье Хабаровского края имеется нефтеналивной причал, который после завершения подготовительных работ сможет принимать к пирсу «стотысячники» под загрузку.

Через Де-Кастри проложены нефте- и газопроводы от сахалинского шельфа до Комсомольска-на-Амуре. Поскольку труба нефтепровода позволяет прокачивать гораздо больше углеводородного сырья, чем требуется нефтеперерабатывающим заводам в Приамурье, то часть жидкого топлива можно отправлять на экспорт. До сих пор такой груз перевозился в цистернах по железной дороге от Комсомольска до Находки, где в нефтяном порту уже перекачивался в танкеры. Столь долгий путь делает продукцию дороже, гораздо выгоднее отказаться от лишнего транспортного плеча и производить загрузку поближе к месту добычи. И Де-Кастри оптимально подходит для этого, ведь в одном месте находятся труба, насосная перегонная станция и морской терминал. Вся проблема лишь в том, что свободное плавание здесь можно вести летом и осенью. Однако такие разрывы экономически невыгодны. Обеспечить круглогодичную навигацию можно лишь с помощью ледоколов.

Поэтому и направляются на север «Красин» с «Магаданом» и «Приморьем». На борту судов находится большая группа ученых научно-исследовательского института Арктики и Антарктиды из Санкт-Петербурга и отраслевого дальневосточного НИИ морского флота из Владивостока. В их распоряжении значительный набор различного оборудования и снаряжения. Гидрологи и метеорологи будут изучать строение и особенности ледового покрытия, морских течений и глубин, воздуха, воздействие ледового панциря на корпус и винторулевые устройства судов. Линейный ледокол несет на верхней палубе вертолет «Ка-32». На летчиков компании «Владивосток Авиа» возложена обязанность проведения воздушных разведок на пути следования.

В этой экспедиции заинтересованы американские участники международной программы по освоению сахалинского шельфа. Именно они взяли на себя основную часть расходов на проведение необычного научного эксперимента. Именно так. Ведь в этом рейсе не предусмотрена загрузка танкера сырой нефтью. Его танки будут заполнены водой. Суда будут двигаться в зоне наибольшего скопления льда. Задача: проверить реальность проекта в наиболее тяжелых условиях зимы. Но скорее всего специально искать трудности не придется. Сейчас местами толщина льда в тех широтах достигает метра. Он многократно спрессованный, заснеженный, с торосами. И тянется от портопункта на 70 миль на юг.

Освещать работу моряков и ученых готовятся две телевизионные компании США, которые направили на борт судов бригады журналистов и операторов.

Экспедиция продлится две-три недели. По ее итогам будет принято решение об открытии постоянно действующего маршрута Де-Кастри – порты Юго-Восточной Азии. При этом варианте ледоколы ДВМП получат постоянную работу в зимний и весенний периоды.