Иногда для взрыва достаточно щелкнуть рубильником
Слабые гибнут первыми. Наряду с другими городами-аутсайдерами Партизанск в начале февраля получил грозное предостережение из «Дальэнерго» об отключении электроэнергии. Глава местной администрации Виталий Старенченко сразу же отправился в краевой центр, выговорил обещание на отсрочку. Подводятся итоги финансового года. Долги собирают «по сусекам», как муку на последний колобок. Только «Дальэнерго» этим не накормишь. 5 февраля энергетики обесточили город на два часа – это, так сказать, предупредительное отключение.
- Рассчитываться как-то нужно. Подтягиваем собственное хозяйство, теребим федеральные предприятия, которые тоже не платят, - говорит Виталий Васильевич. – Кое-какие поступления уже есть, текущие долги понемногу закрываем. Но по большому счету нужно перестраивать договорные отношения по линии поставщик энергии – потребитель, исключив перепродавца. А владелец сетей пусть оформляет свои отношения с «Дальэнерго» отдельно. Пытаемся экономить. Насосы большей мощности можно заменить на меньшие. Но и на подобную реконструкцию нужны средства.
Простым жителям все тонкости властных взаимоотношений вроде и знать ни к чему. Но жить в темноте и холоде они не желают.
- А я не понимаю, почему моя семья должна страдать, если я плачу за свет всегда вовремя, - возмущается шахтовая компрессорщица Алла Карпеева. – У многих просто денег не хватает, что ж теперь – помирать?
- Я тоже регулярно плачу 250 рублей, по среднему. Счетчик неисправен, говорят, нужно ремонтировать его за свой счет, - рассказывает Алексей, машинист котельной. Фамилию его просил не называть, а то вдруг «вычислят» и выставят неподъемный счет за электроэнергию. – Дома держим запас свечей и баллончиков для газовой плитки. Но тогда ужин для семьи обходится в копеечку.
Сейчас администрация Партизанска разворачивает деятельность по оформлению субсидий малоимущим для компенсации коммунальных платежей. Оказалось, эта работа настолько объемная, что приходится создавать отдельную структуру.
В свое время Партизанск уже прогремел как город-мятежник, когда протестующие шахтеры и учителя перекрывали пикетами Транссиб, устраивали голодовки. Шаг вовсе не спекулятивный, если людям нечего терять. Словом, заряженность на социальный взрыв имеется, и, уверяя в неуместности крайнего рода протестов, местные власти про себя никак не исключают такой возможности.
Крупных градообразующих предприятий, способных взять на себя нишу наполнения бюджета, практически не осталось. Действующими можно назвать только две шахты. В упадке так и не развернувшийся фармхимзавод. Есть пока кое-какие заказы от моряков у завода «Ураган». Работает швейная фабрика с южнокорейским капиталом. Новые образования в стадии становления, да и масштабы не те. К тому же в таких рыхлых экономических условиях выживают не все. Население живет, что называется, с огорода. Деньги, выделенные в качестве компенсации за закрытие шахт, утекают сквозь пальцы. Город напоминает старую шахту, где постепенно скапливается взрывоопасный газ.
Опасность усугубляется еще и тем, что город расположен в аккурат на тектоническом разломе, где сейсмичность составляет семь баллов. Как сказал Виталий Старенченко, нам еще второго Нефтегорска не хватало.
Моноэкономическая направленность Партизанска сыграла с городом злую шутку. Вся инфраструктура обеспечения прежде благополучного города устарела и, что называется, рассыпается. Не так давно из-за поломки трансформатора две недели оставался без электричества поселок Тигровый. Прореху заделали. Но от такой жизни и озвереть можно.
Автор: Виталий ТУЗЮК, «Владивосток»