«Милиция должна быть доброй»
Эту формулу-девиз вывел не какой-то хилый пацифист, а крутой милицейский подполковник Юрий Крикунов, на счету которого множество обезвреженных преступников и пять командировок в грозовую Чечню. Он возглавляет едва ли не самую сложную «отрасль» правоохранительной системы Приморья: милицию общественной безопасности (МОБ) УВД, сменив на боевом посту полковника Юрия Орленко, трагически погибшего 27 января на Северном Кавказе. Впрочем, приказа о назначении Крикунова пока нет, он и.о., но, как утверждают знающие люди, это дело решенное.
Почему выбор пал на 44-летнего Крикунова, догадаться нетрудно. Человек прошел, не спотыкаясь, тернистый путь от рядового милиционера до начальника ГОВД в Дальнегорске. А два года назад стал замом у Орленко, курируя наружные службы. Достижения? Самое свежее: по итогам года минувшего МОБ УВД Приморского края признана лучшей в России по раскрываемости преступлений – 98,6 процента! Почти абсолютный показатель.
Успех - заслуга всего коллектива, убежден Юрий Иванович. Отлично проявили себя участковые инспектора, сотрудники отдела дознания патрульно-постовой службы и ГИБДД, ОМОН и управления вневедомственной охраны, других служб, на общем счету которых более 17 тысяч раскрытых преступлений за год. Учтем, что работать приходится меньшим составом, поскольку сотни милиционеров постоянно в Чечне. Остро не хватает автомобилей, средств связи и прочего. Добавим к этому текучесть кадров, вызванную невысокой зарплатой и стрессовыми условиями службы...… В общем, даже непонятно, как люди умудряются выполнять поставленные задачи. И – побеждать, опережая, между прочим, куда более благополучных москвичей и питерцев.
А ведь хлопот у приморских милиционеров скоро еще прибавится. Это связано с проведением в системе МВД эксперимента по 100-процентному учету правонарушений. Предполагается таким образом вернуть милиции доверие населения. Раньше-то далеко не каждое заявление или жалоба принимались к рассмотрению.
- Теперь мы добиваемся, чтобы все обращения граждан регистрировались, проверялись и на них был дан ответ, - говорит Юрий Иванович. – Конечно, объем работы резко возрастет, но мы должны быть готовы к этому.
По словам Крикунова, сейчас разрабатывается целый пакет мер, направленных на укрепление ключевых служб МОБ. Например, предполагается ввести доплату участковым инспекторам за стаж работы на подопечной территории, снабдить всех радиостанциями. Среди главных задач – обеспечение автотранспортом полка ППС, который обслуживает Владивосток. Пока вместо 73 машин в наличии только 43, причем каждая третья подлежит списанию. О какой мобильности можно говорить? Есть планы внедрить космическую связь с наружными нарядами, чтобы в любой момент дежурная часть УВД знала, где какая машина находится, и могла оперативно направить ее к месту преступления. В перспективе - установка видеокамер наблюдения на самых криминогенных участках города...… Однако все эти проекты рискуют остаться на бумаге, если власти не окажут милиции материальную поддержку.
Рассчитывают в УВД и на помощь населения, правда, уже не в денежном выражении. Речь идет об участии жителей в охране общественного порядка. Помните ДНД – добровольные народные дружины? Юрий Крикунов за возрождение подобной практики, но опять же местные законодатели должны принять закон, стимулирующий гражданскую активность. Руководитель МОБ мечтает о том времени, когда опорные пункты милиции на жилмассивах станут центрами общественного внимания, своего рода клубами, куда бы люди приходили не только с бедой, но и просто пообщаться, сыграть в шахматы...…
Соответственно возрастают требования и к самим стражам порядка.
- Милиционер должен быть всегда опрятным, спортивным и, несмотря на наше такое жесткое время, добрым, - говорит Юрий Иванович. – Особенно это касается участковых уполномоченных, инспекторов ИДН, сотрудников ППС,… то есть тех, кто непосредственно работает с населением.
Сам Крикунов, как видно, этим правилам следует строго. В свои 44 молодцеват и подтянут. Непременный участник спортивных состязаний по волейболу, лыжам, стрельбе, теннису... Моржевал. Не стесняется съехать с горки на санках с трехлетним сынишкой. Правда, это редко случается: семья-то живет в Дальнегорске, дожидаясь, пока решится квартирный вопрос по новому месту работы Юрия Ивановича. У него, кстати, пятеро детей! Четыре сына и дочурка, которой всего полтора года. Малышня под присмотром мамы-следователя, а старший сын уже сам милиционер. Есть с кого брать пример!
Автор: Сергей АКУЛИЧ, «Владивосток»