Приморье – гарант транспортной безопасности России
Президент России Владимир Путин поставил перед правительством задачу: подготовить концепцию энергетической, информационной и транспортной безопасности страны. Последнее направление всецело связано с Дальним Востоком. Не случайно на прошлой неделе министр транспорта Сергей Франк в присутствии полпреда Константина Пуликовского и губернатора Сергея Франка провел во Владивостоке расширенное совещание по проблемам развития в регионе морского, железнодорожного, автомобильного, воздушного и речного сообщения в регионе. На нем присутствовали высокопоставленные чиновники ряда министерств, руководители крупнейших отраслевых предприятий, представители субъектов федерации. По его итогам Сергей Франк подготовит доклад для Владимира Путина. На его основе будет строиться государственная политика в области транспорта.
Президент России Владимир Путин поставил перед правительством задачу: подготовить концепцию энергетической, информационной и транспортной безопасности страны. Последнее направление всецело связано с Дальним Востоком. Не случайно на прошлой неделе министр транспорта Сергей Франк в присутствии полпреда Константина Пуликовского и губернатора Сергея Франка провел во Владивостоке расширенное совещание по проблемам развития в регионе морского, железнодорожного, автомобильного, воздушного и речного сообщения в регионе. На нем присутствовали высокопоставленные чиновники ряда министерств, руководители крупнейших отраслевых предприятий, представители субъектов федерации. По его итогам Сергей Франк подготовит доклад для Владимира Путина. На его основе будет строиться государственная политика в области транспорта.
Думаю, никого не надо агитировать в значимости Приморья. Географическая благодать: незамерзающие порты с развитой инфраструктурой и резервными мощностями, наличие собственного грузового и нефтеналивного флота, выход Транссибирской магистрали, заинтересованность стран Азиатско-Тихоокеанского региона в получении российского сырья и отправке транзитом через Россию в Европу собственных товаров.
Для РФ ориентация на Дальний Восток тесно связана с позицией России по отношению к Прибалтике и Украине. Задача следующая: отказаться от транспортных путей и выхода через эти страны в Европу, Северную Америку и Юго-Восточную Азию. Во-первых, крайне дорого за счет нашего транзита эти государства в значительной мере пополняют собственные бюджеты. Во-вторых, за счет предоставляемых услуг оказывается политическое давление на Москву, мол, перекроем дорогу, а потому выполняйте предлагаемые условия. В-третьих, это рабочие места, загруженность предприятий, налоговые поступления, которые можно максимально задействовать на окраине нашей страны. Только в прошлом году порты страны «добавили» 65 миллионов тонн со всеми вытекающими последствиями.
Несколько участников совещания поделились с «В» своим мнением.
Константин Пуликовский, полномочный представитель президента РФ в ДВ федеральном округе:
- Тенденция развития налицо. В приморскую экономику (и других субъектов региона) пошли крупные инвестиции. Внутренние. К примеру, значительные средства вкладывают компании «Северсталь» и «Северстальтранс» в порт Восточный. И внешние. Особенно это наглядно видно на Сахалине, куда американские и японские компании направляют деньги на освоение нефтегазовых комплексов. Что касается Приморья, то этому способствовала новая экономическая политика администрации края. Здесь распахнули двери для капиталов и активов российских и зарубежных фирм. Такие предприятия регистрируются здесь, а не в каком-нибудь офф-шоре, стало быть, и налоги все остаются в регионе. Кроме того, администрация участвует в создании новых хозяйствующих субъектов, поэтому имеет возможность влиять на них и способствовать росту. Понятно, что с такими предпосылками у Приморья есть возможность для экономического рывка и для создания транспортного узла Россия – АТР.
Сергей Франк, министр транспорта РФ:
- В настоящее время портовая индустрия Приморья загружена не в полной мере. В рамках развития российской транспортной системы планируется использовать эти резервы на полную мощность. Что в интересах самого края. Есть колоссальные перспективы по контейнерным перевозкам, портовики Владивостока и Восточного думают над совершенствованием технологий. Россия может и должна увеличить перевозку контейнеров минимум в 10 раз. Одновременно Приморье должно превратиться в мощную базу по перевалке нефтепродуктов. Локомотивом станет заинтересованность Китая в таких поставках. В дополнение к нефтепортам Владивостока и Находки строится крупный нефтеналивной причал в Восточном. Для реализации этих проектов будут по максимуму использоваться возможности отечественного морского флота, министерства путей сообщения, отечественных гигантов нефтегазовой и нефтехимической промышленности, других ведомств. Министерство транспорта, правительство в целом оказывают всяческую поддержку серьезным коммерческим проектам в Приморье.
Александр Целько, первый заместитель министра путей сообщения:
- 6 февраля кабинет министров с привлечением отраслевых научных институтов провел совещание специальной комиссии по транспортной политике. Рассматривался вопрос по увеличению грузопотока на Транссибирской магистрали. В особенности развития контейнерного транзита. Еще одной темой для обсуждения стали железнодорожные тарифы. В этом направлении проводится настоящая реформа. Первый этап (проводится с 1 августа 2001) успешно преодолен. На очереди следующий период унификации тарифов, он запланирован на середину текущего года. Для Дальнего Востока – это вопрос жизни. Кстати, увеличение объемов перевозок состоялось благодаря дифференцированным тарифам. В итоге через Дальневосточный регион должны двинуться все экспортные грузы металла, леса, химических удобрений, часть нефти и сырья из нее. Пока что 70 миллионов тонн в год пропускается через страны ближнего зарубежья и создаются из-за этого пробки, хотя этот груз тяготеет к портам на Тихом океане. Что касается Приморья, то здесь несколько направлений, на которые обращает внимание МПС. Продолжается глубокая реконструкция станции Находка-Восточный. Ввод новых мощностей (дополнительных путей, горочных мощностей, электрификации, централизации управления и т.д.) ведется по утвержденному графику. Решены проблемы по обеспечению подвижным составом, особенно фитинговыми платформами, крупнотоннажными контейнерами. Даже создан резерв МПС, ежедневно 100 платформ. Выполняются обязательства перед иностранными партнерами, в первую очередь южнокорейскими фирмами. То есть приходит судно из Пусана, выгружается, и контейнеры в тот же час отправляются по Транссибу к месту назначения. Еще можно добавить о завершении работ по электрификации Транссиба на территории Приморья, введению новых мостов и тоннелей на магистрали и многого другого.
Сергей Дарькин, губернатор края:
- В правительстве утвердили программу на 2002-2010 годы по развитию автомобильных дорог федерального значения. Она касается обустройства дорог к пунктам пропуска в приграничной зоне, а также ликвидации разрывов на магистрали – евроазиатском хайвее от Владивостока до Москвы (есть такие участки в Читинской области и Хабаровском крае). Кроме того, готовится грандиозная стройка в краевом центре. Помимо администраций Приморья и Владивостока к реализации проекта Некрасовского путепровода привлекается правительство, поскольку проект очень значимый и дорогостоящий. Источники финансирования самые разные - от Федерального дорожного фонда до градообразующих и архитектурных инвестиций.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»