«Фальшивотаблетчики»
По данным министерства здравоохранения, по факту фальсификации лекарственных средств в России возбуждено 25 уголовных дел. Введение 10-процентного налога на лекарственные препараты способно вызвать не только неразбериху с ценами в аптеках. Специалисты считают, что в этой ситуации реален рост «левой» продукции на фармацевтическом рынке. Обнаружить, а тем более наказать по закону таких производителей чрезвычайно сложно. Из-за отсутствия правовой базы ни по одному из 25 возбужденных уголовных дел по факту производства «левых» лекарств не прошло ни одного судебного слушания.
По данным министерства здравоохранения, по факту фальсификации лекарственных средств в России возбуждено 25 уголовных дел. Введение 10-процентного налога на лекарственные препараты способно вызвать не только неразбериху с ценами в аптеках. Специалисты считают, что в этой ситуации реален рост «левой» продукции на фармацевтическом рынке. Обнаружить, а тем более наказать по закону таких производителей чрезвычайно сложно. Из-за отсутствия правовой базы ни по одному из 25 возбужденных уголовных дел по факту производства «левых» лекарств не прошло ни одного судебного слушания.
Отрава
По данным центра сертификации и контроля качества лекарственных средств, только за пять месяцев второй половины прошлого года на территории края выявлено 19 случаев фальсификации лекарственных препаратов (3,9 процента от всех забракованных).
Вот что рассказала корреспонденту «В» начальник отдела сертификации Приморского ЦСиККЛС Татьяна Ермолаева:
- Из выявленных нами фальсифицированных препаратов 17 составили подделки зарубежного производства (89 процентов от подделок). Большая доля приходится на антибиотики клафоран, порошок для инъекций (производства «Авентис Фарма»), сумамед, капсулы (производства Плива), рулид, таривид, ципролет (изготовитель «Доктор Реддис») и другие. Чаще всего подделывают лекарственные средства известных фирм Индии, Болгарии, Югославии, Польши, Франции. В Россию это «добро» попадает из Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии.
Но и наши «умельцы» не дремлют. Среди препаратов отечественного производства наибольшую тревогу сотрудников центра вызвал «левый» нистатин производства АО «Биосинтез». В нем отсутствовало действующее вещество. От принятия такой таблетки больному в лучшем случае ни жарко ни холодно. По данным Министерства здравоохранения РФ, за 2001 год выявлено 22 серии поддельного нистатина. К сожалению, это не предел. Только у нас в декабре обнаружено еще две серии препарата, не вошедшие в перечень фальсифицированных препаратов.
Откуда «дровишки»?
- Конечно, немало случаев подделки лекарств связаны именно с подпольным производством,- рассказывает Татьяна Михайловна. - Если «фальшивотаблетчики» не утруждают себя тем, чтобы произвести на свет «качественную» подделку, знающего человека может насторожить уже внешний вид упаковки или самой таблетки. «Качественная» лекарственная подделка может соответствовать нормальному образцу и по внешнему виду, и по составу. Но произведенные нелегально, а значит, не прошедшие стандартный контроль, такие таблетки не менее опасны. Таковыми же являются и те препараты, которые произведены на фармзаводах, но без надлежащей производственной практики, в так называемую третью, не облагаемую никакими налогами, смену. Сказывается и воровство с заводов. На том же «Биосинтезе», по данным МВД, воровали все что можно: упаковку, субстанцию. Не гнушались даже той пылью, которая оседала на рукаве вытяжки при процессе изготовления препарата. А потом «творили» в кустарных условиях якобы лекарство.
- Но помимо откровенно фальсифицированных лекарств встречается еще и брак. Как идет проверка качества медикаментов, поступающих в Приморье?
- У нас в крае работает около 60 мелкооптовых поставщиков лекарственных средств. Из них семь филиалов крупнейших фармацевтических дистрибьюторов России. Практически все оптовики поставляют продукцию на контроль к нам в центр. В аптеках также существует так называемый приемочный контроль: здесь специалист может определить явные «шероховатости» и сообщает нам. А мы уже, если нужно, применяем лабораторный анализ проверки препарата. Но прежде всего проверяется сертификат соответствия.
- Может ли сертификат означать безупречное качество и «настоящесть» лекарства? Говорят, что раздобыть легальные документы сегодня не проблема.
- К сожалению, это так. В этом оптовики, поставляющие товар в Приморье, не защищены. Нам приходилось видеть подлинные документы, а препараты впоследствии оказывались фальшивыми.
- Какие виды брака лекарственных препаратов существуют?
- Мы проводим контроль по трем показаниям: маркировка, упаковка и описание (внешний вид самого препарата, вес, дозировка). В основном нами выявляются неправильная маркировка и описание. Причем несоответствие описанию еще в 2000 году было единичными случаями. В прошлом году этот вид брака составляет практически процентов 50. В 2001 году нами проверено порядка 112 тысяч серий лекарственных препаратов. 990 из них - брак. По данным Всемирной организации здравоохранения, считается нормой, когда процент брака составляет 0,01. У нас же он достиг 0,9.
- Ну а если и маркировка, и упаковка нормальные, но человеку кажется, что лекарство «неправильное»?
- Скажу сразу, что ни одна жалоба жителей о якобы некачественных препаратах в прошлом году не подтвердилась. Здесь сказывается то, что люди, разуверившись во многом, ждут подвоха и здесь. Тем более что лекарства дорожают. Оправданно, что человек хочет быть уверенным в том, что ему за такие деньги продадут качественное лекарство, которое поможет, а не навредит. Не последнюю роль в нагнетаемом страхе перед фальшивкой в виде лекарств играют средства массовой информации, утверждающие, что у нас все плохо. На самом деле ничего нового в этом нет. «Левые» таблетки были и раньше. Просто сейчас есть возможность их выявлять и информировать об этом население. Во всех регионах работают центры контроля лекарственных препаратов, подобные нашему.
Чай попил – совсем ослаб
- Сегодня рынок заполонили всевозможные биологические добавки (БАД).
- До 1997 года в России не было правового регулирования обращения БАДов. Сейчас есть нормативные документы контроля за добавками. Его осуществляют органы санэпиднадзора. Но в крае по-прежнему выявляются фальсифицированные БАДы, в основном завозные.
- Некоторые ввозят лекарственные препараты из-за рубежа для личного пользования.
- Закон о лекарственных средствах оговаривает право ввоза незарегистрированных медикаментов для себя. Здесь полагаться нужно только на себя. Мы не можем определить, насколько это лекарство соответствует стандартам. Возможно, там, на внутреннем рынке, оно и соответствует, но у нас этих стандартов просто нет.
- Имеют ли какие-либо лечебные свойства китайские чаи, которые рекламируют как средства для похудения, лечения внутренних органов?
- Чаи классифицируются как пищевые добавки. Они проверяются, как продукты, не регистрируются как лекарственные препараты.
- Татьяна Михайловна, возвращусь к фальсифицированным таблеткам. Какие последствия могут быть после приема этой отравы?
- Человек не получит надлежащего терапевтического воздействия, болезнь затянется, перейдет в хроническую форму. Но если это экстренные случаи, скажем, сердечные приступы, то прием «пустышки» может привести и к смерти больного.
Самый простой способ избежать обмана – приобретение медицинских препаратов в аптеках. Здесь риск купить фальшивые таблетки ничтожно мал. А вот покупка препаратов на рынках, по объявлениям в газетах может стоить здоровья. Лучше не рисковать. Но если все-таки появились сомнения по поводу приобретенного лекарства, потребитель всегда может позвонить по телефону 46-91-69. Здесь дадут самую полную информацию о качестве вашей покупки.
Автор: Елена МАНИНА, «Владивосток»