«Аэрофлот»: полеты не во сне, а наяву
Впервые Владивосток стал местом проведения регионального совещания структурных подразделений и агентской сети ОАО “Аэрофлот – Российские авиалинии” на Дальнем Востоке. Встреча была посвящена итогам производственно-финансовой деятельности в году минувшем и перспективам развития авиационных перевозок под флагом “Аэрофлота” в году нынешнем. Каждый раз эти традиционные совещания проводятся накануне дня рождения компании.
На протяжении десятилетий советского человека призывали: “Летайте самолетами Аэрофлота”. И только на них. А что, у населения был выбор? Нет. И летать больше было не на чем. Сейчас авиационных компаний расплодилось по всей стране: даже опытный статистик собьется со счета. Каждый предлагает собственные услуги. Зато “Аэрофлот” без особой помпы и с минимумом рекламы продолжает возить пассажиров и грузы. А люди, как и раньше, предпочитают именно эту марку. Спросите в любой кассе авиаагентства, на чей самолет невозможно достать билет, а кто пытается привлечь клиентов демпинговыми ценами. И вам станет ясно. Не случайно каждый четвертый воздушный пассажир летает именно самолетами “Аэрофлота”. А на международных направлениях – в 125 городов 70 стран мира - и вовсе три четверти всех полетов осуществляет старейшее авиационное предприятие страны. Это удобно, быстро, комфортно, финансово выгодно для пассажиров и грузоотправителей. В прошлом году услугами “Аэрофлота” воспользовалось около 6 миллионов человек!
А вот внутри компании лидером являются региональное представительство на Дальнем Востоке и три его структурных подразделения во Владивостоке, Хабаровске и Петропавловске-Камчатском. У скептиков сейчас развеем сомнения. По России “Аэрофлот” выполняет полеты в 25 городов (крайним в этом списке стала в прошлом году Астрахань). Так вот половину всех доходов от внутрироссийских перевозок дали полеты в три самых дальних от Москвы города. И это при том, что у нас самые сложные климатические условия. Как подчеркнул в беседе с журналистом “В” региональный представитель “Аэрофлота” на Дальнем Востоке Владимир Быстров, три представительства в регионе в 2001 году суммарно собрали 1 миллиард 132 миллиона рублей. Это корпоративная работа 24 агентирующих компаний на Дальнем Востоке и плюс коммерческая активность местного рынка.
К тому же менеджмент из глубинки ни в чем не уступает столичному. Не случайно основная часть руководства и ведущих специалистов управления полетами, летчиков и инженеров - выходцы с периферии. Поэтому и политика компании направлена на оказание максимума услуг населению отдаленных территорий, рейсы выполняются на лучших машинах, сервис на внутренних линиях точно такой же, что на международных направлениях. В “Аэрофлоте – Российских авиалиниях” уверены, что гражданская авиация поддерживает единение нашей необъятной Родины.
Без тени сомнения можно утверждать, что “Аэрофлот” является крупнейшим национальным воздушным перевозчиком. Это подтвердила “В” на цифрах руководитель пресс-центра компании Любовь Калинина. Самолетный парк насчитывает 115 лайнеров. Из них 27 - иностранного производства. В том числе два уникальных и наиболее престижных дальнемагистральных “Боинга-777”, четыре “Боинга-767”, 10 самых распространенных в мире “Боингов-737” и 11 машин европейской сборки “А-310”. Кстати, во Владивосток летает именно такой лайнер. Однако отечественных самолетов значительно больше, поскольку наши современные машины отличаются особой надежностью, особенно в планерных характеристиках, имеют прекрасное оборудование на борту и очень комфортны. Предпочтение отдается “Ту-154М” с модернизированными салонами, “Ту-134”, “Ил-96-300” – таких машин шесть. Они отвечают международным стандартам по всему уровню от безопасности до сервиса. Новая техника будет приобретаться и дальше: в аренду, финансовый или оперативный лизинг. Она займет место топливнозатратных машин, которые выводятся в дочерние фирмы, для региональных рейсов на коротком плече.
Конечно, проблема 11 сентября отразилась и на “Аэрофлоте”, но не столь сильно. Как известно, многие авиакомпании мира вовсе закрылись. А вот “Аэрофлот” не только не снизил частоту полетов, но и на плече Владивосток – Москва рассматривает возможность увеличения числа полетов.
Не только в воздухе, но и на земле ведется большая работа по улучшению деятельности компании. В позапрошлом году начал действовать крупнейший в Восточной Европе центр управления полетами, снабженный линиями космической и оптико-волоконной связи. Он позволил автоматизировать весь процесс управления воздушных судов в масштабе реального времени и значительно повысил безопасность полетов. В базовом аэропорту компании “Шереметьево” специалисты авиационно-технического центра проводят все комплексное обслуживание парка отечественных и зарубежных самолетов в крытых ангарах, самых больших в Европе. Недавно был открыт центр информации и бронирования, который предоставляет всем желающим любые оперативные данные о расписании, времени вылета и прилета рейсов, оказывает справочные услуги. Тренажерный комплекс считается одним из лучших в мире. Здесь пилоты отрабатывают самые немыслимые (которых и в реальности-то не бывает, постучим по дереву) ситуации. В том числе и поэтому российские летчики повсеместно признаются асами. Следующим крупным проектом на два ближайшие года станет строительство нового терминала “Шереметьево-3”, для чего понадобится $ 250-300 миллионов.
Особо стоит отметить гибкую ценовую политику. На сегодняшний день тарифы “Аэрофлота” имеют три уровня: первый, бизнес и экономический класс. Причем за минувший год не менялась цена билета в эконом-классе, а вот первый и бизнес стали дороже, но там и требования не столь жесткие (по смене даты вылета и т.д.). Самый минимум стоимости полета от Приморья до столицы экономическим классом составляет 12860 рублей в обе стороны, а максимальный – 8900 в одном направлении, годовой тариф экономического класса. Есть промежуточные тарифы: экскурсионный, трехмесячный – они лояльные и более доступные для пассажиров. Бесплатный провоз багажа в эконом – 40 кг, бизнес – 50 кг, первом классе – 60 кг. Пассажиры первого класса во Владивостоке обслуживаются через VIP-зал.
Кроме того, “Аэрофлот” активно использует систему “сквозного тарифа”. Что это такое? К примеру, билет от Владивостока до Москвы и обратно стоит 500 долларов США. А покупка “сквозного билета” через Москву до Стамбула и обратно обойдется дальневосточнику всего в 505 американских долларов. То есть перелет между столицами России и Турции для жителя Приморья оценен лишь в $ 5. Хотя покупка в Москве билета от нашей столицы до Стамбула и обратно тянет на 130 долларов США. Более того, билет Владивосток – Москва – Владивосток по стоимости выше, чем Владивосток – Москва – Санкт-Петербург и обратно.
Продолжается реализация программы “Аэрофлот Бонус” для поддержки часто летающих пассажиров. Это когда действует накопительная система. Накопительный фонд для пассажира действует, даже если он летает раз в год. И на определенном этапе можно либо самому бесплатно слетать, либо предоставить такую возможность родственнику или другу, либо улучшить класс салона. Уже более 100 тысяч клиентов компании пользуются данной программой. И многие дальневосточники с удовольствием пользуются такой услугой, поскольку это здорово экономит семейный бюджет или командировочные расходы фирмы.
На совещании прозвучало еще несколько цифр работы представительства в минувшем году. План по объему продаж выполнен почти на 130 процентов, из них доля агентской сети превысила 90-процентную отметку. На всех маршрутах до Москвы и обратно у “Аэрофлота” прочные позиции в графике пассажирских отправок. Плановые нормы и здесь перекрыты почти на 20 процентов. Как считает региональный представитель “Аэрофлота - Российских авиалиний” на Дальнем Востоке Владимир Быстров, столь явные успехи коммерческой загрузки рейсов компании вызваны интенсивной работой агентской сети. Особенно дебютантов – фирм “Интурист Находка” и “Аэростар”. Постоянный рост пассажиропотока из Хабаровска, Владивостока и Петропавловска позволяет надеяться, что ведущая воздушная компания России в скором времени увеличит число рейсов из столицы на Дальний Восток.
Автор: Олег ЩЕРБАКОВ, «Владивосток»