Атака на Приморье
После 11 сентября 2001 года, когда была осуществлена атака террористов на башни ВТЦ в Нью-Йорке и на Пентагон, мир, казалось бы, трудно удивить размахом злодейских замыслов. Однако последние сообщения из Чечни не только повергают в ужас, но и провоцируют самую настоящую массовую фобию.
Чеченские боевики планировали захват атомной подводной лодки Тихоокеанского флота.
После 11 сентября 2001 года, когда была осуществлена атака террористов на башни ВТЦ в Нью-Йорке и на Пентагон, мир, казалось бы, трудно удивить размахом злодейских замыслов. Однако последние сообщения из Чечни не только повергают в ужас, но и провоцируют самую настоящую массовую фобию.
Как сообщили многочисленные российские информагентства и центральные телеканалы, в ходе спецоперации, проводимой в последние дни силами войсковых подразделений и ФСБ в районе чеченских поселков Старые и Новые Атаги, в одном из домов, где проживают беженцы из Грозного, был обнаружен тайник с документами и оружием. По убеждению оперативников, содержимое тайника - личная собственность первого президента Ичкерии генерал-майора Советской Армии Джохара Дудаева. Как сообщил корреспондентам командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал-лейтенант Владимир Молтенской, из документов следует, что Дудаев готовил ряд террористических актов на атомных военных объектах России. В частности, сообщает со ссылкой на военачальника телекомпания НТВ, найден план захвата российской атомной подводной лодки, который планировалось осуществить в 1995-96 годах. Подтвердив, что вместе с этим планом в тайнике были обнаружены военно-морские карты Приморья, Молтенской пояснил, что целью диверсий было предъявление требований к федеральному центру вывести войска из республики и признать независимость Ичкерии.
Генерал-лейтенант Владимир Молтенской – лицо официальное, и подвергать сомнению его слова нет никаких оснований.
Более подробное сообщение о находке в Старых Атагах мы нашли на официальном сайте чеченского правительства «Кавказ.Ru», который поддерживается в Интернете национальной информационной службой «Страна.Ru», зарегистрированной в Минпечати РФ.
Как сообщает «Кавказ.Ru», ключевой находкой разведчиков стали документы по подготовке крупного террористического акта на одном из объектов атомного подводного флота РФ. В частности, это тщательно вычерченная от руки карта-схема размещения объектов одной из дивизий подводных ракетоносцев Тихоокеанского флота (формирование определили военные эксперты, а география была «вычислена» по названиям населенных пунктов Приморского края). Вместе с картой был найден приказ некоего «коменданта Урус-Мартановского района» о подготовке диверсионно-террористических групп. Чем должны были заняться эти группы, подробно разъясняет третий документ: план операции по захвату атомной подводной лодки. Сообщается, что оперативников ФСБ, а также привлеченных офицеров штаба ОГВ поразил четкий, подробный и тактически грамотно отработанный материал.
Предполагалось подготовить несколько групп численностью до семи человек, славянской национальности, владеющих рукопашным боем и всеми видами огнестрельного оружия. Действия этих групп были расписаны от момента выезда из Чечни и до прибытия во Владивосток буквально по минутам. Диверсантам предписывалось «следовать в поезде в разных купе», а прибыв на место, «узнать распорядок несения службы часовыми на постах, время смен боевых вахт». Далее террористы должны были проникнуть на подводный атомоход, отключить питание с берега, изолировать экипаж, заминировать аккумуляторный и торпедный отсеки, ядерную силовую установку (реактор), а также боеголовку одной из находящихся в шахтах ракет. Затем, склонив силой оружия на свою сторону часть экипажа, диверсанты должны были привести лодку в состояние боевой готовности.
Тут наступал апогей операции: выдвижение требований боевиков. (Тех самых, которые озвучил генерал-лейтенант Владимир Молтенской.) Для тиражирования своих условий сепаратисты намеревались использовать телефон спутниковой связи. В случае невыполнения их требований террористы должны были с помощью части команды произвести несколько пусков боевых торпед по объектам непосредственно в акватории.
Такова в двух словах фабула сенсации, озвученной вчера многими российскими СМИ. И вопросов здесь, естественно, остается больше, чем возможных ответов.
Вопрос первый и самый главный: а не может ли этот – или подобный – план (а их наверняка немало) быть востребован чеченскими боевиками в эту, вторую, войну в самое ближайшее время?
Далее: насколько готовы подразделения спецслужб, расположенных на территории Приморского края, к подобному развитию событий?
Стала ли информация, поступившая из Чечни, откровением для местных силовиков или подобные сигналы уже поступали?
Насколько отвечает охрана объектов базирования ядерных сил Тихоокеанского флота требованиям, как возникшим после 11 сентября, так и открывшимся из вышеопубликованных документов?
Понятно, что это – лишь малая толика вопросов, возникающих сразу. Понятно и то, что ответы на них во многом связаны с гостайной и той или иной степенью секретности. Однако, ни в коей мере не покушаясь на те или иные секреты, хотелось бы напомнить, что в соответствии с действующим законодательством (в том числе и федеральным законом «О гостайне») вопросы ядерной безопасности к таковым не относятся.
Вполне объяснимую тревогу в этой связи вызывает и серия ЧП, произошедших на флоте за последние годы. Это и ракета, «уроненная» в бухте Конюшкова, когда только чудо спасло густонаселенные районы южного Приморья от смертоносного облака; это и гибель четверых «металлистов», спокойно занимавшихся своим «промыслом» в лодочных корпусах, это и массовое воровство цветного металла и дорогостоящих деталей с боевых лодок Камчатской флотилии, и многое-многое другое…
…Вчера утром, как только по каналам СМИ пошла информация о находке в тайнике в Старых Атагах, мы связались с управлением ФСБ по Тихоокеанскому флоту и попросили прокомментировать озвученные новости. Выждав некоторое время, контрразведчики предоставили официальный ответ: «Вопрос прорабатывается». От дальнейших комментариев представители УФСБ по ТОФ отказались.
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, «Владивосток»