Удобрим Азию через порт Восточный
От 75 до 85 миллионов долларов США в год будет дополнительно оставаться в России благодаря пуску 4 февраля в порту Восточном нового комплекса по перевалке минеральных удобрений. До сих пор эти деньги приходилось тратить на явно завышенную аренду производственных мощностей в портах Прибалтики и дополнительные таможенные платежи странам-посредникам. А главное - Россия была зависима в этом вопросе от тарифной политики Латвии (сборов) и других соседей на уровне промежуточной транспортировки, что не отвечало интересам нашей государственной безопасности. Заодно и высокомерных прибалтов, у которых половину бюджета составляет плата за российский транзит, щелкнули по носу.
От 75 до 85 миллионов долларов США в год будет дополнительно оставаться в России благодаря пуску 4 февраля в порту Восточном нового комплекса по перевалке минеральных удобрений. До сих пор эти деньги приходилось тратить на явно завышенную аренду производственных мощностей в портах Прибалтики и дополнительные таможенные платежи странам-посредникам. А главное - Россия была зависима в этом вопросе от тарифной политики Латвии (сборов) и других соседей на уровне промежуточной транспортировки, что не отвечало интересам нашей государственной безопасности. Заодно и высокомерных прибалтов, у которых половину бюджета составляет плата за российский транзит, щелкнули по носу.
Не случайно в минувшую пятницу министр транспорта Сергей Франк доложил об этом событии президенту России Владимиру Путину. А затем и сам прилетел в Приморье на церемонию открытия комплекса в сопровождении нескольких высокопоставленных чиновников в ранге заместителей министров различных ведомств. Местную власть представляли полпред Константин Пуликовский, губернатор Сергей Дарькин, мэр Находки Виктор Гнездилов.
Когда готовились разрезать красную ленточку на входе в диспетчерский зал "Восточно-уральского терминала", чуть было не случился казус: забыли дать ножницы Сергею Дарькину. Губернатор повел себя достойно, сделал вид, что так и было задумано. В последний момент удалось избежать накладки, ножницы раздали именно VIP-гостям, да и ленты хватило на всех.
Общий запуск терминала доверили Константину Пуликовскому. Зато кнопки с включением в работу всех конвейерных линий нажимал Сергей Франк. Перед пультом единого диспетчера загорались лампочки. Стали опрокидываться полувагоны с минеральными удобрениями, доставленными из Пермской области, каждый железнодорожный состав подвозит 3,5 тысячи тонн груза. Ленты транспортера потащили их по прямой для загрузки в трюмы морского судна, которое получит порцию в 40-50 тысяч тонн и отправится в страны Юго-Восточной Азии, где товар с нетерпением ждут. Еще один транспортер стал доставлять дорогой и дефицитный груз в огромный ангар для складирования 100 тысяч тонн удобрений.
Именно это грандиозное строение финской конструкции стало основным в новом комплексе. Поэтому руководители Восточного порта с особой гордостью показывали уникальный склад гостям из Москвы, Хабаровска, Перми и Владивостока. В прошлом году терминал пропустил через себя 420 тысяч тонн продукции ОАО "Сильвинит". Приходилось "сращивать" морские суда и железнодорожные составы. Или держать сотни вагонов в ожидании подхода торгового флота. Теперь пропускная способность увеличится до 2,5 миллиона тонн. Что делает терминал крупнейшим в России и третьим по величине в мире.
Журналист "В" на морском причале задержал "на минутку" губернатора. Сергей Дарькин вкратце поделился с читателями газеты своим мнением: "Жители Находки и Врангеля получили несколько десятков новых рабочих мест. Местный и краевой бюджеты теперь имеют дополнительные и стабильные налоговые поступления.
Естественно, что эти деньги пойдут на развитие самого предприятия, муниципального образования и города. Всем хорошо”.
Не обошел вниманием газету “Владивосток” и министр транспорта, поскольку он дружит с нашим изданием с первого номера: “Как истинный приморец, я всегда поддерживаю и продвигаю программы, связанные с развитием транспортного и экономического потенциала родного края. Поэтому очень рад, что сюда двинулись серьезные инвестиции. Только в реконструкцию комплекса уральские комбинаты по выпуску удобрений, сам порт и его партнеры вложили более 10 миллионов долларов США. Из них $ 4 миллиона, или 120 миллионов рублей, освоено на строительстве склада и грузового оборудования. Плюс серьезные вложения в модернизацию своего хозяйства сделали железнодорожники из средств МПС, ДВжд и Владивостокского отделения. Могу заверить читателей газеты, что это далеко не последний проект в порту Восточном. Его потенциал сделает порт лидером в России, а Приморье главным транспортным узлом страны в АТР”.
Закончив осмотр, гости 5 минут потратили на обед и 50 минут отвечали на вопросы многочисленных журналистов. На брифинге журналист “В” поинтересовался у Константина Пуликовского ходом строительства Транскорейской магистрали в связи с предстоящей поездкой полпреда в Пхеньян. Он ответил, что российские специалисты МПС полностью закончили изыскательские работы на территории Северной Кореи, детально изучили участок будущей дороги от Хасана до 49-й параллели и приступили к созданию технико-экономического обоснования. На встрече с Ким Чен Иром Константин Пуликовский заверит лидера КНДР “по обязательствам российской стороны”. Финансирование проекта и сами работы будут вестись в соответствии с протоколом Московской декларации. В первую очередь для строительства будут привлечены силы Приморья и Приамурья. После предстоящей встречи пойдет конкретный разговор о количестве специалистов, техники, материалов и заказов на них, которые будут задействованы на прокладке широкой колеи по территории КНДР.
Затем VIP-персоны и сопровождающие лица сели в два вертолета “Ми-8” и улетели во Владивосток. В Доме переговоров на Санаторной состоялось расширенное совещание по проблемам транспортной политики России на Дальнем Востоке. Но это тема для отдельного материала.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»