Александр Смирнов: Я пришел наладить диалог власти и общества
На восьмой день вступления в должность директор департамента социального развития крайадминистрации Александр Смирнов не обзавелся ни персональным кабинетом, ни манерой говорить через губу, что так типично для чиновников его ранга. Наша беседа проходила в офисе вице-губернатора А. Линецкого, который является непосредственным начальником Смирнова. Поскольку хозяин кабинета, чей дар толкователя «линии власти» уже хорошо известен приморской общественности, был в отъезде, то разъяснять мотивы создания департамента, его цели и задачи выпало исключительно на долю Александра Викторовича.
- С чего начали на новом месте, Александр Викторович?
- С инвентаризации и осмысления того, что досталось в наследство от предшественников. Понятно, департамент возник не на пустом месте. Еще во времена Наздратенко в администрации были структуры, перед которыми ставились схожие задачи, но они действовали несогласованно, а потому малоэффективно. Сейчас произошло их слияние. Таким образом, в состав департамента включены три комитета: по связям с общественностью, по изучению общественного мнения, комитет по прессе, информации и полиграфии, а также созданный недавно отдел законодательной инициативы.
- Идея собрать всех под одной крышей принадлежит вам?
- Нет, администрации. Я полагаю, в команде Сергея Дарькина наступило осознание того, что нельзя недооценивать публичную деятельность.
- Вы уже определились с руководителями комитетов?
- Я бы так сказал: процесс кадровой реконструкции еще не завершен.
- Название департамента ассоциируется с пенсиями, медпомощью… - с «социалкой», в общем, хотя этими вопросами, надо полагать, вы заниматься не будете…
- Да, неудачное название.
- Похоже, в краевой администрации сознательно избегают употреблять такие термины, как «политический орган», «идеологическая работа». А задачи-то перед вами стоят, согласитесь, идеологические?
- В какой-то мере, да. Но лично я не вижу ничего предосудительного в этом. Такой работой тоже надо заниматься. Вот сейчас в научной литературе идет серьезное обсуждение проблемы «региональной идеологии». Спрашивается, нужна ли объединяющая идея нашему краю с его своеобразными населением, экономикой, структурой массового сознания? Думаю, этот вопрос вполне назрел. За время пребывания у власти команды Дарькина, безусловно, сформируются новые подходы, новые ценности во взаимоотношениях власти и населения. Возможно, эта система ценностей и будет представлять собой новую идеологию? Но прежде необходимо наладить нормальный диалог между властью и обществом.
- Видимо, теперь информационная политика претерпит серьезные изменения?
- Если называть вещи своими именами, раньше ее просто не было – информационной политики! Как результат, работа краевой администрации недостаточно полно и объективно представлялась в средствах массовой информации. Выходит, пострадало и население края, которое зачастую не знает, не понимает, почему делается одно, а не делается другое, и куда мы вообще движемся!
- Как вы собираетесь строить отношения со СМИ?
- Что касается моей позиции, считаю, не должно быть «избранных» изданий, не должно быть ни любимчиков, ни изгоев! Я с чего хочу начать? Повстречаюсь с руководителями ведущих средств массовой информации, журналистами. Хочу выслушать их мнения, предложения и вообще почувствовать, чем живут творческие коллективы. Я за совместную работу.
- Однако разные издания понимают и отражают ситуацию в крае по-своему. Как вы поступите с теми, кто, на взгляд администрации, освещает ее деятельность «неправильно»?
– Ну, естественно, будем расстреливать главных редакторов! (Смеется.) А если серьезно, разные точки зрения – это абсолютно нормально. Вовсе не требуется, чтобы действия власти освещались только с позиций похвалы. В конце концов, больше полезны самостоятельные коллективы, независимые мнения! Я считаю, СМИ должны выполнять роль санитаров леса: писать, говорить о том, где, на их взгляд, допущены ошибки, глупость. Общество вправе знать об этом. К примеру, я, как ученый, анализирующий ситуацию, изучаю все источники информации, даже противостоящие друг другу. Только тогда складывается достаточно объективная картина.
- Нужны ли администрации «свои» издания?
- Так сложилось, что у нас есть газета «Красное знамя Приморья», которая публикует местные законы и постановления…...
- Кстати, почему выбрана именно эта газета? Может, стоило бы провести конкурс среди всех СМИ на информационное обслуживание администрации?
- Мы подумаем об этом. Конечно же, рыночная ситуация требует и подходов рыночных во взаимоотношениях между властью и средствами массовой информации. Хотя к тем же сельским районкам рыночные мерки вряд ли применимы: здесь вступает в действие социальный принцип. Поэтому мы обязательно будем их поддерживать.
- Департаменту предстоит работать и с религиозными структурами. Какие здесь приоритеты? Или вы за равноудаленность от всех конфессий?
- Это очень важная часть нашей деятельности. В крае 270 религиозных организаций самой различной направленности. Сказать, что ко всем будет ровное отношение, я не могу. Мы должны отстаивать интересы края, в том числе и в религиозной сфере. Надеюсь убедить губернатора в правильности такого подхода.
- Сам-то вы верующий, Александр Викторович?
- Хм, я атеист, полностью сформированный советской системой.
- Партийность?
- Не состою. Короткое время являлся членом КПСС, но это было давно. Сегодня, чтобы рационально, объективно взвешивать политическую ситуацию, чем я все время и занимаюсь, надо быть вне партийных пристрастий.
- В новой должности это будет непросто. Есть партия власти - «Единство», поддерживаемая президентом. Есть Союз правых сил, лидер которой умудрился записать в свои ряды даже Сергея Дарькина.
- Ну, это PR-акция Немцова, не более того! Сергей Михайлович – сторонник Путина. Однозначно и бесповоротно. Никаких разногласий с президентом у него нет. Это я могу вам твердо сказать.
- Хорошо. С точки зрения беспристрастного политолога, Александр Викторович, вы можете ответить, в правильном направлении идет социальное развитие Приморского края или мы движемся по тупиковой ветке, учитывая все возрастающую апатию населения?
- Движемся туда же, куда и вся Россия, – к авторитарному режиму во главе с популярным лидером.
В Приморье, как и везде, происходит укрепление федеральных институтов власти и сокращение полномочий, влияния губернатора. Хорошо это или плохо? Для страны, наверное, хорошо, а для края – вопрос открытый. Что касается политической апатии населения – она есть результат противоборства команд Наздратенко и Черепкова. Провал декабрьских выборов в законодательное собрание был обусловлен и тем, что люди разуверились в важности этого инструмента политической власти, который столько раз втаптывали в грязь. И, кстати, сейчас одна из главных задач нашего департамента будет заключаться в том, чтобы, грубо говоря, пиарить ЗакС, представительные органы местного самоуправления. В целом власть законодательная должна стать противовесом власти исполнительной. Сейчас противовеса нет, и это очень плохо.
- Вы согласны, что доля ответственности за провал последних выборов лежит и на администрации края, которая отстранилась от политической деятельности?
- Согласен. К сожалению, так получается, что у нас в России власть исполнительная отвечает за все!..
- Видимо, теперь и администрация, и сам губернатор Дарькин осознали значение публичной политики, раз появился ваш департамент?
- Совершенно верно. И задача поставлена перед нами соответствующая – наладить диалог между властью и обществом.
- Успехов вам на этом пути! С нашей, журналистов, помощью, конечно.
- Спасибо. Желаю процветания газете «Владивосток»!
…Призыв А. В. Смирнова на действительную чиновную службу означает, вероятно, некий поворот в кадровой политике губернатора Дарькина. До сей поры ключевые посты в его администрации занимали в основном вчерашние соратники по бизнесу, реже – представители старой бюрогвардии. На этот раз выбор пал на человека, весьма далекого и от бизнеса, и от практики административного управления.
Выпускник философского факультета Уральского госуниверситета Александр Смирнов оказался в Приморье по распределению в 1977 году. Преподавал, защитил кандидатскую. Последние пять лет заведовал кафедрой политологии Дальневосточной морской академии. Главное увлечение - политическая аналитика. Профессионально изучает все бугорки, впадины, подводные течения и переменчивые ветры приморского общественно-политического ландшафта. С этим, очевидно, и связано его приглашение в «Белый дом».
Смирнову 51 год. Кроме политики увлекается футболом, любит посидеть с удочкой на берегу... У него двое взрослых детей – студенты ДВГУ. Супруга работает заместителем управляющего в одном из коммерческих банков.
Автор: Сергей АКУЛИЧ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»