Николай Караченцов: Мое самое большое достижение - сын
Он почти не изменился. Крепкая подтянутая фигура, лицо в резких, “фирменных”, морщинах и голос, в который влюбляешься моментально. Народный артист России Николай Караченцов был гостем нашей редакции, в течение часа он отвечал порой на самые неожиданные вопросы почитателей его таланта.
Он почти не изменился. Крепкая подтянутая фигура, лицо в резких, “фирменных”, морщинах и голос, в который влюбляешься моментально. Народный артист России Николай Караченцов был гостем нашей редакции, в течение часа он отвечал порой на самые неожиданные вопросы почитателей его таланта.
Звонок: - Могу я услышать Николая Караченцова?
- Здравствуйте.
- Ой, я так рада поговорить с вами почти живьем…
- Почему почти? Я живой!
- Я смотрела многие ваши фильмы. Складывается такое ощущение, что вам легко дается любая роль…
- Это не совсем так. Если что-то делать хорошо, то просто и легко не будет. Вдруг актер прекрасно сыграл роль. Это всего лишь значит, что предыдущие 10 лет у него ничего не получалось, он накапливал энергию для роли, которая потом “легко” получилась. Для меня в каждой роли было что-то трудное, но я старался этого не показывать.
- А какая из ролей самая любимая?
- Есть такой банальный ответ, но он абсолютно правильный: роли – они как дети, а детей невозможно любить больше или меньше. Хотя могу сказать, что роль в спектакле “Тиль” была событием в моей жизни и для театральной Москвы тоже. В кинематографе я начинал с картины, которую мало кто видел, – “Одиножды один”, благодаря ей я снялся в “Старшем сыне”, эта картина стала по сути началом моей кинематографической карьеры.
- Кстати, а как у вас сложились отношения с Маргаритой Тереховой во время съемок в “Собаке на сене”? Говорят, она очень сложный человек.
- Мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения. Рита, как и любая другая женщина, вдруг может вспылить, тем не менее она единственная вспомнит, что на студии у девочки-гримера день рождения. Она дома испечет торт, приедет на студию, поздравит и всем остальным напомнит, чтобы поздравили. Вот так.
- Знаете, для нас каждая картина с вашим участием – праздник.
- Спасибо. Кстати, сейчас идут “Петербургские тайны”. Мне очень понравилось работать в этом сериале, понравился сценарий. Я сначала был несколько ошарашен масштабом, количеством серий. Думал, что мы успеем надоесть друг другу, опротиветь за эти два года. Ничего подобного. В последний съемочный день, когда сказали “Все, снято!”, так тяжело было оторваться друг от друга.
Звонок: - Алло, здравствуйте, Николай. Меня зовут Валерий Боков. Скажите, почему вы так рьяно рекламировали МММ?
- Ошибочка, это был актер Дмитрий Матвеев. Его голос очень похож на мой, а я в рекламе не участвовал пока ни разу в жизни.
- Ну, тогда извините.
Звонок: - Меня зовут Ольга, очень рада вас слышать. Кажется, вы возглавляете конкурс актерской песни им. Андрея Миронова…
- Я председатель жюри.
- А вы сами были знакомы с Мироновым?
- Конечно, мы вместе снимались в картине “Человек с бульвара Капуцинов”.
- Действительно! Так вот, благодаря книгам Татьяны Егоровой вокруг имени Миронова поднялось столько всего… Что вы думаете по этому поводу?
- Книги написаны увлекательно. Наверное, людям интересно узнать про жизнь актера по ту сторону рампы или экрана, а мне – нет. Мне интересно, как играет актер Николсон, а кто у него жена - абсолютно все равно. Я буду с восторгом наблюдать за артистом Ульяновым, но интересоваться, с кем у него были романы, мне даже неловко.
- А вы не собираетесь что-нибудь написать?
- Вообще я не хочу превращаться в графомана, но меня убеждают, что людям это будет интересно. Я за свою жизнь встречался со многими известными людьми, об этом можно рассказать.
- Про Ельцина напишете?
- Только о том, как мы с ним в теннис играли в 1994 году. Он очень стеснялся, потому что в теннис играет средне. Главная его заслуга – после 60 лет взял в руки ракетку. Это случилось после того, как ему сделали сложную операцию на позвоночнике. Врачи сказали: надо идти на корт.
Звонок: - Это “Прямая линия”? Николай, это правда, что вы до сих пор сами выполняете трюки в фильмах?
- Пока это оказывалось мне по силам. В юности я профессионально занимался плаванием. Дорос до первого разряда. Позже для съемок в разных фильмах мне приходилось специально заниматься самыми разными видами спорта, в основном единоборствами.
- Не курите, не пьете?
- К несчастью, курю. Веду себя как тот самый неумный русский человек, которого пока петух не клюнет… Что касается алкоголя, я люблю водку, потому что она прекрасно сочетается с традиционной русской кухней, я очень люблю пельмешки, всякие соленья. Но я никогда себе не позволю в день работы выпить хотя бы грамм алкогольного напитка.
Звонок: - Здравствуйте, Николай Петрович, хочу узнать, где достать кассеты с вашей программой “Дорога к Пушкину”?
- У меня есть компакт-диск “Предчувствие любви”, в который вошли песни и романсы на пушкинские темы.
- Вы знаете, но я нигде не могу его найти.
- У меня самого осталось штук 10. Я очень надеюсь, что он будет переиздаваться, потому что тема – вечная. Это та самая долгоиграющая пластинка.
Звонок: - Николай Петрович, у нас в женском коллективе зашел такой спор: любовью все можно оправдать или нет?
- Может быть, понять. Если, прикрываясь этим высоким словом и чувством, человек совершает преступление или гадкие поступки, оправдать это невозможно. А если любовь как музыка, порыв, удивительная одухотворенность поднимает человека, дает ему крылья, это прекрасно. Извините, что я так высокопарно ответил на ваш вопрос.
- Вы ходите в театр как зритель?
- Конечно, я пытаюсь смотреть то, что нужно, чтобы не отстать, знать, что делают коллеги. Разочарований у меня не так много, потому что, прежде чем пойти на спектакль, я провожу тщательный отбор. Из последнего мне понравились спектакль “На дне”, что идет в Табакерке, “Контрабас” с Костей Райкиным, “Метро” в общем понравилось, азартный, красочный, богатый спектакль.
Звонок: - “Прямая линия”? У меня несколько вопросов к Николаю Караченцову. Я слышал, что вы большой любитель розыгрышей…
- Вообще это не совсем верно. На сцене я это побаиваюсь делать, я такой дисциплинированный артист, мне кажется, что розыгрыш может помешать спектаклю.
- А еще я где-то читал, что у вас дворянские корни. И это тоже неправда?
- По линии отца я из донских казаков. Знаю, что есть герб семьи Караченцовых, первое упоминание нашей фамилии приходится на 1634 год. В основном в моем роду были вояки, а я вот оказался артистом. Когда-то я расшифровывал свою фамилию и думал, что какой-нибудь мой предок был скоморохом, шутом гороховым, поэтому такая фамилия. Оказывается - нет. А вот по маминой линии у меня дворянские корни. Мама мне показывала дворянские свидетельства ее родителей. Но я вырос при советской власти, у меня нет повода задирать нос из-за своего происхождения. Я просто очень горжусь, что у меня такие родители.
Звонок: - Здравствуйте, Николай Петрович. Сегодня коллективы ряда театров переживают трудное время, я говорю о МХАТе, Театре им. Маяковского, о Театре сатиры. А что происходит у вас в Ленкоме? Чем живет труппа?
- Лицо театра, его значимость определяет лидер – главный режиссер. Уход из жизни такого человека, как Олег Николаевич Ефремов, а до этого ушли мхатовские старики, не мог не сказаться на состоянии театра. Сейчас МХАТ принял Олег Павлович Табаков, театр находится в периоде становления. Во что это выльется – неизвестно. Это трудный, кризисный момент, но я верю в то, что Табаков может вытащить МХАТ. В Маяковке скончался Гончаров, и теперь это будет какой-то другой театр. Новый режиссер определит его политику. В Театре сатиры главным режиссером стал Ширвиндт, он – актер, но мне кажется, он не развалит театр, потому что хорошо знает его изнутри. У нас, слава богу, Марк Анатольевич Захаров здоров. Я так думаю, что интерес к Ленкому в первую очередь связан именно с этим человеком. Сегодня это театр, в котором собрана мощная актерская команда. У нас очень большая труппа – более 100 человек, может, столько и не надо. Мобильная труппа состоит человек из 40 (это правило не для академического театра, где четыре сцены), тогда все в работе. Пристрастия главного режиссера ведь меняются, случается, актер вроде числится в театре, но играет меньше. Он готов, но его не зовут. Это большая проблема.
- Как вы думаете, время репертуарных театров с большими труппами уходит? На Западе, например, актеры собираются, ставят один-два антрепризных спектакля и расходятся…
- Репертуарные театры - в российской традиции. У нас каждый театр имеет свое неповторимое лицо. Я не знаю, стоит ли эту традицию менять. У нас, к сожалению, антреприза бывает вынужденным шагом, который удовлетворяет актерский голод, каждый актер хочет быть реализован. С другой стороны, антреприза в России - это наспех сколоченная вещь для зарабатывания денег. Вот такой антрепризы я не хочу. Хорошие антрепризные спектакли требуют больших материальных вложений, которых сегодня нет у государства. Иногда рождаются постановки типа “Норд-Ост” или “Метро”…
Я - артист–эгоист. Мне интересно сегодня играть роль графа Резанова, завтра играть с уникальной актрисой, верным другом, умным и образованным человеком Инной Чуриковой в спектакле “Sorry”, а послезавтра быть Меньшиковым. Мне кажется, что меня это развивает, дает повод для совершенствования, поэтому мне нравится эта наша русская традиция репертуарных театров.
- Спасибо, желаю вам успеха.
Звонок: - Николай Петрович, я ваша большая поклонница. Раньше жила в Москве, видела все ваши спектакли в Ленкоме. Скажите, пожалуйста, а вы сейчас где-нибудь снимаетесь?
- Заканчивается работа над фильмом с рабочим названием “Операция обреченных” режиссера Александра Муратова. Вы упомянули “Чешское фото”, по этому же драматургическому материалу идет монтаж картины. Снимаюсь у Дмитрия Астрахана, он делает фильм по произведению Альфонса Доде, я там играю роль главного жулика.
Звонок: - Алло, добрый день. Меня зовут Яна. Хочу узнать, что вы считаете своим самым большим достижением?
- Мое самое большой достижение – это мой сын. Не самое удачное, но достижение (смеется). Тьфу-тьфу, чтобы у него все было в порядке. А еще то, что я угадал себя. Я выбрал ту профессию, которая оказалась моим призванием. Я очень сожалению, когда слышу от людей, что они ждут не дождутся, когда закончится рабочий день. А я, наоборот, с нетерпением бегу в театр.
- А ваш сын чем занимается? Он пошел по вашим стопам?
- Я видел много несчастных судеб актерских детей, когда человек поступает в театральный вуз только потому, что папа с мамой тем же занимаются, а не потому, что его бог поцеловал. Дальше: родители не вечны, в театре ролей не дают, в кино не снимают. И что он, бедный, будет делать? А если, не дай бог, еще и личная жизнь не сложится? Это такой удар по психике, по самолюбию, для мужика это вообще тяжело.
А мой сын окончил МГИМО, юрфак, причем факультет международного права. Но не хочет служить на дипломатической службе, мечтает быть хорошим адвокатом. Прошел конкурс и был принят в Московскую коллегию адвокатов. Еще он учится в аспирантуре…
- Так у вас сын просто замечательный!
- Вашими бы устами, золотко! Да нет, он хороший парень, я его люблю, хотя, бывает, он доставляет неприятности, тогда я с ним жестко разговариваю.
- Я вам желаю здоровья и счастья. Рада была с вами поговорить.
- Спасибо.
Звонок: - Здравствуйте, Николай Петрович. Мне почему-то кажется, что вы должны хорошо готовить. Это так?
- Это ложное ощущение. Я умею хорошо готовить только яичницу.
- А вообще вы дома жене по хозяйству помогаете или считаете это немужским делом?
- Если меня жена о чем-то просит, я обязательно стараюсь это выполнить. Но поскольку у меня сумасшедшая занятость (и слава богу, что это так), мои домашние это понимают и пытаются меня оградить от лишнего напряжения.
Звонок: - Здравствуйте, а с Николаем Караченцовым можно поговорить?
- Добрый день, я вас внимательно слушаю.
- Это вам звонят женщины Владивостока. Мы хотим поблагодарить вас за талант. И хотели бы спросить: вам нравится наш город?
- Да, я здесь уже не в первый раз. Город неповторим. У него есть свое лицо, как мне кажется, это накладывает отпечаток и на людей, которые здесь живут.
- Приезжайте к нам почаще, вы нам очень нравитесь.
По информации “Gazeta.ru”, на днях наш президент Владимир Путин объявил благодарность Николаю Караченцову “за высокое мастерство и многолетнюю работу в московском театре Ленком”.
Автор: Записала Татьяна НАГОРНАЯ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»