Для охраны изобилья создадут отряд мобильный

Призрак прибрежного браконьерства замаячил над Находкой. Вмиг все озаботились, что в мутной воде ведомственной неразберихи, на фоне громких процессов над японскими и корейскими расхитителями наших природных ресурсов порой забывают о том, что плодится и неплохо ловится у самых берегов.

31 янв. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1113 от 31 янв. 2002
Призрак прибрежного браконьерства замаячил над Находкой. Вмиг все озаботились, что в мутной воде ведомственной неразберихи, на фоне громких процессов над японскими и корейскими расхитителями наших природных ресурсов порой забывают о том, что плодится и неплохо ловится у самых берегов.

А тем не менее на морской акватории, прилегающей к Находке, расположено 17 рыбопромысловых участков, закрепленных за 12 добывающими предприятиями. Наряду с небольшими сравнительно недавно созданными компаниями прибрежным ловом занимаются и такие крупняки, как ОАО «База активного морского рыболовства», «Южморрыбфлот», «Посейдон», колхоз «Тихий океан». Словом, каждый имеет здесь свой интерес. Но у семи нянек дитя без присмотра. Промысловики забили тревогу – браконьерский вылов рыбы и незаконная добыча морепродуктов возле Находки приобрели угрожающие масштабы. Уловы уже не те, да и огороды марикультуры порой подвергаются грабительским набегам. Рыбаки решили объединиться, чтобы вместе защищать свои делянки от нашествий пиратов всех мастей и размеров.

При администрации Находки еще в прошлом году создан рыбохозяйственный совет, который объединил пользователей рыбопромышленных участков, морскую инспекцию, сухопутных и морских пограничников, морскую администрацию порта, рыбинспекцию и другие заинтересованные организации. Возглавляет ее первый вице-мэр города Юрий Ильин. Естественно, задачи нового органа не зациклены только лишь на охранной функции. Главное, пожалуй, сделать так, чтобы рыбный рынок Находки был насыщен по максимуму, а добывающие предприятия исправно платили налоги в местную казну. Кроме того, совет утверждает распределение участков, озабочен распределением квот на вылов.

Смешно сказать, уже многие годы на прилавках местных магазинов красуется мерзлая-перемерзлая мерзкого вида «продукция». Газетные заголовки типа «У моря – без рыбы» перешли в разряд банальщины. Побывал недавно на хваленом крытом рынке «Приморец», где дарам моря отведен громадный отсек. Полюбовался на мороженого гребешка по 300 рублей за килограмм, брикеты с экзотическим осьминогом, поинтересовался нечастой в Находке завозной щукой, сазанами и карасями. Продавец мирно скучала рядом с грудой крабовых палочек. Еще пара-тройка отсеков холодильной установки забиты минтаем, терпугом и мешаниной мойвы. Пахло не морем, а чем-то несвежим. Невольно вспомнилось то изобилие, что наблюдал в Спортивной гавани на небольшом рыбном рынке краевого центра. Вспомнил – и позавидовал.

Но чтобы изобилие иметь, нужно навести порядок. Рабочая группа рыбохозяйственного совета высказала свои предложения. Представитель «дочерки» ОАО «БАМР» - Дальневосточной рыболовной компании (ДРК) Владимир Янкевич определил круг первоочередных проблем. Предполагается создать мобильный оперотряд, куда вошли бы пограничники, рыбнадзор, морская инспекция. Это не так просто. Нужны быстроходные катера, средства связи, группы берегового обеспечения – «на войне как на войне». Стихийные разовые рейды особого эффекта, как правило, не дают. Для своевременного реагирования обязателен постоянный обмен оперативной информацией между всеми заинтересованными ведомствами.

Совместно с пограничниками предстоит определить пункты технического наблюдения (ПТН) для охраны водных объектов. Неплохо бы наделить владельцев промысловых участков полномочиями внештатных инспекторов, дающими право задерживать браконьеров, составлять протоколы о нарушениях. Морская администрация порта должна регистрировать отход-приход всех судов с причалов Находки. Но и тут загвоздка – как быть с многочисленным маломерным флотом, контролировать который ГИМС физически не в состоянии?

Как быть с отдыхающими, ведь многие делянки примыкают к бухтам, где привыкли проводить свое свободное время горожане? Нет такого закона, чтобы не пускать человека купаться или рыбку ловить. Только вдоль участков ДРК, которая в основном занимается выращиванием марикультуры, расположено несколько зон отдыха. И кого считать злостным браконьером - рыболова с удочкой на утлой резиновой лодке, для которого улов – весомая добавка к семейному столу, или вооруженных сетями добрых молодцев на моторках, ловцов трепангов или гребешков? С этим еще предстоит разобраться.

Автор: Виталий ТУЗЮК, «Владивосток»