С днем рождения, автомобиль!

Памятная веха в истории отечественного автомобилестроения. Ровно 70 лет назад, 29 января 1932 года, из ворот автозавода в Нижнем Новгороде вышел первый советский грузовой автомобиль – “НАЗ-АА” (к концу года Нижний станет Горьким, и марка машины поменяется на “ГАЗ”. – Прим. авт.).

29 янв. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1111 от 29 янв. 2002

 Памятная веха в истории отечественного автомобилестроения. Ровно 70 лет назад, 29 января 1932 года, из ворот автозавода в Нижнем Новгороде вышел первый советский грузовой автомобиль – “НАЗ-АА” (к концу года Нижний станет Горьким, и марка машины поменяется на “ГАЗ”. – Прим. авт.).

Этому событию посвящена выставка, открывшаяся вчера во Владивостокском клубе любителей автомотостарины, что на улице Сахалинской. В экспозиции, устроенной в реставрационной мастерской клуба, выставлены старинные машины. Главные экспонаты – полуторка из той самой первой серии, наш первый легковой автомобиль, другие автореликты.

Как же эти редкости дожили до наших дней, тем более на краю России?

 - О, это длинная история, - говорит директор клуба Николай Шульжицкий, - каждая из машин, прежде чем оказаться у нас, проделала долгий и замысловатый путь. Так, легендарную советскую полуторку восстанавливали буквально по крохам. Раму нашли в селе Баневурово, кузов и прочие части - на военном полигоне в Барановском. Потом уже дело было за реставратором Владимиром Заикиным, который и придал автомобилю первозданный вид. Причем это не просто выставочный экспонат. Машина в полной исправности – хоть сейчас заводи.

Не менее почетное место занимает “ГАЗ-А». Первая советская легковушка начала сходить с конвейера к тому времени уже Горьковского завода сразу после сборки грузовиков. Это была неслыханная роскошь для того времени. На “газиках” ездили только члены правительства да самые знатные люди Страны Советов. В частности, на той, которая сейчас в клубе, раскатывал сам Алексей Николаевич Толстой. Потом Сталин выделил писателю более комфортное авто, а старое Госплан направил в Приморье уполномоченному по сельхоззаготовкам. 

 Возил чиновника водитель Леонид Первицких. Ушел на пенсию, выкупил “газик” и берег как зеницу ока...… 10 лет клуб вел с ветераном переговоры. Наконец сошлись в цене: только в обмен на “ГАЗ-69”. Пришлось сбрасываться да собирать из деталей советский джип…...

И таких необыкновенных находок в клубе десятки. Здесь и довоенный японский джип, и знаменитые американские мотоциклы марки “Харлей”, и практически вся советская авто- и мототехника 30-х и 40-х годов.

Сейчас сотрудники клуба при содействии активистов автодела и прежде всего компании “Гамма-Лимитед” (генеральный директор В. Владимиров) оборудуют здание музея, в котором и разместятся машины.

Все бы ничего, но, как рассказали в клубе, никак не дождутся от города обещанной помощи в создании музея – своих сил и возможностей у энтузиастов явно недостаточно. Может, выставка подтолкнет?